• к-Темы
  • 02.03.22

Индекс потребительских настроений: февраль 2022 года

Как изменились ИПН и его составляющие

qr-code
Индекс потребительских настроений: февраль 2022 года

В начале февраля Индекс потребительских настроений (ИПН) снизился до 89 пунктов из 200 возможных. Все его компоненты также снизились, сильнее остальных – ожидания относительно перспектив страны в ближайший год и через пять лет.

Приведены результаты квартирных опросов ООО «инФОМ», проведенных по заказу Банка России. Полные отчеты с результатами измерений доступны на сайте Банка России.

После существенного роста ИПН и входящих в него показателей в январе 2022 года, в начале февраля значения большинства из них снизились. Отметим, что опрос проводился с 4 по 14 февраля, – вероятно, на фоне обострения геополитической ситуации снижение индексов будет куда более серьезным.

Индекс потребительских настроений по сравнению с январским скорректировался незначительно – на 3 единицы, до 89 пунктов из 200 возможных. Субиндекс текущего состояния снизился на единицу, до 81 пункта, субиндекс ожиданий – на 3 единицы, до 95 пунктов.

Из отдельных составляющих заметнее всего упал индекс оценки перспектив развития страны в ближайший год – на 6 единиц, до 92 пунктов. Видимо, в этом падении уже начали сказываться нарастающие с начала февраля тревоги россиян относительно геополитической обстановки. Чуть меньше (на 4 единицы) снизился индекс оценки перспектив развития страны в ближайшие пять лет – до 93 пунктов.

Остальные показатели, входящие в ИПН, практически не изменились – разница составляет 1–2 единицы. Индекс оценки изменения личного материального положения за год составил 79 пунктов, индекс ожиданий изменения личного материального положения в ближайший год – 99 пунктов, а индекс крупных покупок – 84 пункта.

___________________

Источник данных: 1–108-я волны исследования «Измерение инфляционных ожиданий и потребительских настроений на основе опросов населения», выполненного по заказу Банка России. Метод опроса  интервью по месту жительства в режиме face-to-face. В каждом опросе – не менее 2000 респондентов, 105 населенных пунктов в 55 субъектах РФ. Статистическая погрешность в каждом опросе не превышает 3,3%.

______

Данные для графиков взяты с листа «Данные за все годы» таблицы по 108-му опросу населения (выполненному ООО «инФОМ» в феврале 2022 года по заказу Банка России), опубликованной на сайте Банка России в разделе «Инфляционные ожидания» в рубрике «Статистические данные». Дата обращения: 28 февраля 2022 года. Ссылка для скачивания: https://www.cbr.ru/Collection/Collection/File/40845/inFOM_22-02.pdf.

______

Индекс потребительских настроений (ИПН) – комплексный показатель, отражающий экономические настроения населения, строится по методике CSI (Consumer Sentiment Index), разработанной в Мичиганском университете. Он демонстрирует, как потребители оценивают ситуацию в экономике и изменение своего уровня жизни, а также их ожидания, связанные с данными показателями в будущем. ИПН позволяет прогнозировать изменение потребительского спроса и, как следствие, экономический рост. Его значения в позитивной зоне (более 100 баллов) отражают уверенность потребителей и их готовность тратить деньги, в негативной зоне (менее 100 баллов) – свидетельствуют об ухудшении ситуации в экономике. 

Российская методика измерения ИПН разработана Фондом «Содействие развитию и построению Индекса потребительских настроений» (Ибрагимова Д. Х., Николаенко С. А. Индекс потребительских настроений. Независимый институт социальной политики. – М.: Поматур, 2005). С ней также можно ознакомиться в публикациях ФОМа.

Людмила Преснякова

Поделитесь публикацией

  • 0
  • 0
© 2022 ФОМ