• к-Темы
  • 04.02.22

Индекс потребительских настроений: январь 2022 года

Как изменился ИПН и его составляющие в начале года

qr-code
Индекс потребительских настроений: январь 2022 года

В январе Индекс потребительских настроений вырос на 7 пунктов (до 92 пунктов из 200 возможных), все его компоненты также в той или иной степени увеличились. При этом доля россиян, совершавших крупные покупки в предшествовавшие опросу три месяца, сократилась на 3 п. п., до 51%.

Приведены результаты квартирных опросов ООО «инФОМ», проведенных по заказу Банка России. Полные отчеты с результатами измерений доступны на сайте Банка России. 

Индекс потребительских настроений и его отдельные компоненты в январе по сравнению с декабрем заметно выросли, то есть потребительские настроения улучшились и практически вернулись к сентябрьским уровням. Значение ИПН увеличилось на 7 пунктов, составив 92 пункта из 200 возможных. Субиндекс текущего состояния вырос на 5 пунктов (82), а субиндекс ожиданий в еще большей степени – на 8 пунктов (98).

Рост субиндекса текущего состояния в основном обусловлен увеличением индекса оценки изменения личного материального положения за последний год (на 7 пунктов, до 81), в меньшей – индекса крупных покупок (на 3 пункта, до 82).

Субиндекс ожиданий увеличился за счет заметного роста всех трех компонент, лежащих в основе его расчета: индекса оценки перспектив развития страны в ближайший год – на 11 пунктов (до 98), индекса ожидания изменения личного материального положения в ближайший год – на 8 пунктов (до 100) и индекса оценки перспектив развития страны в ближайшие пять лет – на 6 пунктов (до 97).

Улучшение потребительских настроений сопряжено со снижением инфляционных ожиданий населения, зафиксированных нами в январе (см. рис. 2, 5, 6 в январском отчете «Измерение инфляционных ожиданий и потребительских настроений на основе опросов населения» по 107-му опросу населения, выполненному ООО «инФОМ» по заказу Банка России).

Реальные показатели потребительской активности несколько ухудшились. Доля совершавших крупные покупки после декабрьского роста на 3 п. п. в январе на столько же снизилась (до 51%).

Доли совершавших практически все типы крупных расходов, о которых мы спрашиваем, остались на уровне прошлого месяца. Чаще всего россияне упоминают расходы на капитальный или текущий ремонт жилья, дома, дачи (17%), расходы на лечение (12%) и покупку техники для дома (9%).

______

*Приведены варианты ответов, набравшие в последнем опросе 6% и более.

_______________

Источник данных: 1–107-я волны исследования «Измерение инфляционных ожиданий и потребительских настроений на основе опросов населения», выполненного по заказу Банка России. Метод опроса  интервью по месту жительства в режиме face-to-face. В каждом опросе – не менее 2000 респондентов, 105 населенных пунктов в 55 субъектах РФ. Статистическая погрешность в каждом опросе не превышает 3,3%.

______

Данные для графиков взяты с листа «Данные за все годы» таблицы по 107-му опросу населения (выполненному ООО «инФОМ» в январе 2022 года по заказу Банка России), опубликованной на сайте Банка России в разделе «Инфляционные ожидания» в рубрике «Статистические данные». Дата обращения: 2 февраля 2022 года. Ссылка для скачивания:

https://www.cbr.ru/Collection/Collection/File/39741/stat_Infl_exp_22-01.xlsx

______

Индекс потребительских настроений (ИПН) – комплексный показатель, отражающий экономические настроения населения, строится по методике CSI (Consumer Sentiment Index), разработанной в Мичиганском университете. Он демонстрирует, как потребители оценивают ситуацию в экономике и изменение своего уровня жизни, а также их ожидания, связанные с данными показателями в будущем. ИПН позволяет прогнозировать изменение потребительского спроса и, как следствие, экономический рост. Его значения в позитивной зоне (более 100 баллов) отражают уверенность потребителей и их готовность тратить деньги, в негативной зоне (менее 100 баллов) свидетельствуют об ухудшении ситуации в экономике. 

Российская методика измерения ИПН разработана Фондом «Содействие развитию и построению Индекса потребительских настроений» (Ибрагимова Д. Х., Николаенко С. А. Индекс потребительских настроений. Независимый институт социальной политики. – М.: Поматур, 2005). С ней также можно ознакомиться в публикациях ФОМа.

Наталья Гашенина

Поделитесь публикацией

  • 0
  • 0
© 2022 ФОМ