• к-Темы
  • 09.06.21

Индекс потребительских настроений: май

Динамика ИПН и его компонент

qr-code
Индекс потребительских настроений: май

В мае и ИПН (91 пункт), и все его составляющие выросли – судя по всему, тренд на снижение потребительских настроений прекратился, хотя на допандемический уровень они еще не вернулись. Наиболее позитивные потребительские настроения – среди молодежи (до 30 лет) и относительно обеспеченных россиян. При этом жители сел и небольших городов больше настроены на активизацию потребления, нежели москвичи и жители других мегаполисов.

Приведены результаты квартирных опросов ООО «инФОМ», проведенных по заказу Банка России. Полные отчеты с результатами измерений доступны на сайте Банка России. 

В мае снижение Индекса потребительских настроений россиян приостановилось, более того, показатель вырос по сравнению с апрелем на 3 единицы до 91 пункта. Выросли и оба его субиндекса: ожиданий до 99 пунктов, текущего состояния – до 79 пунктов. При этом заметный разрыв между ними по-прежнему сохраняется. Оба показателя и сам ИПН продолжают оставаться ниже допандемических значений.

Выросли и все компоненты ИПН. Заметнее всего, на 6 единиц, вырос индекс ожиданий изменений в экономике в ближайший год (99 пунктов). Немного отстает от него индекс оценки перспектив развития страны в ближайшие 5 лет (97 пунктов), прибавивший за месяц всего 2 единицы. Оба этих показателя вплотную приблизились к «порогу» в 100 пунктов, разделяющему позитивные и негативные ожидания.  

На 4 единицы вырос индекс оценки динамики личного материального положения за год (76 пунктов), однако его значение продолжает оставаться самым низким среди всех показателей. Индекс ожиданий динамики личного материального положения через год увеличился только на 2 единицы (до 102 пунктов), однако он – единственный, с января «пробивающийся» в позитивную зону.

Индекс крупных покупок вырос на 2 единицы и составил 83 пункта.

Доля совершавших крупные покупки составила 54% (против 52% месяцем ранее), не совершавших – 45% (против 48%), при этом разрыв между этими группами увеличился в пользу первой. Можно осторожно предположить, что потребительский спрос в ближайшее время может несколько оживиться.

Что касается отдельных социальных групп, то в них ситуации и с потребительскими настроениями, и с их динамикой ощутимо различаются.

Самые высокие показатели ИПН и индекса крупных покупок – среди молодежи (до 30 лет), а также среди относительно обеспеченных слоев населения – тех, кому хватает денег на бытовую технику, и тех, кому хватает на автомобиль. В этих группах оба показателя в мае заметно выросли и находятся в позитивной зоне.

Среди разных групп работников самые позитивные потребительские настроения – у предпринимателей, а наименее настроены на покупки работники частных предприятий (в этой группе индекс крупных покупок в мае снизился, в отличие от остальных, где он вырос).

Что касается различных типов поселений, потребительские настроения (ИПН и индекс крупных покупок) выше у жителей сел и небольших городов (с населением от 100 тыс. до 500 тыс. человек), а вот у москвичей они, как ни странно, ниже, чем у всех прочих.

________________

Источник данных: 

1–99-я волны исследования «Измерение инфляционных ожиданий и потребительских настроений на основе опросов населения», выполненного по заказу Банка России. Метод опроса интервью по месту жительства в режиме face-to-face. В каждом опросе не менее 2000 респондентов, 105 населенных пунктов в 55 субъектах РФ. Статистическая погрешность в каждом опросе не превышает 3,3%. 

_____

Индекс потребительских настроений (ИПН) – комплексный показатель, отражающий экономические настроения населения, строится по методике CSI (Consumer Sentiment Index), разработанной в Мичиганском университетеОн демонстрирует, как потребители оценивают ситуацию в экономике и изменение своего уровня жизни, а также их ожидания, связанные с данными показателями в будущем. ИПН позволяет прогнозировать изменение потребительского спроса и, как следствие, экономический рост. Его значения в позитивной зоне (более 100 баллов) отражают уверенность потребителей и их готовность тратить деньги, в негативной зоне (менее 100 баллов) свидетельствуют об ухудшении ситуации в экономике. 

Российская методика измерения ИПН разработана Фондом «Содействие развитию и построению Индекса потребительских настроений» (Ибрагимова Д. Х., Николаенко С. А. Индекс потребительских настроений. Независимый институт социальной политики. – М.: Поматур, 2005). С ней также можно ознакомиться в публикациях ФОМа.

Людмила Преснякова

Поделитесь публикацией

  • 0
  • 0
  • 0
© 2021 ФОМ