• к-Темы
  • 22.10.20

Индекс потребительских настроений: сентябрь

Динамика ИПН и его компонент

qr-code
Индекс потребительских настроений: сентябрь

В сентябре потребительские настроения россиян, особенно их ожидания относительно будущего страны, немного улучшились. Однако ИПН и его компоненты по-прежнему находятся в негативной зоне.

Приведены результаты квартирных опросов ООО «инФОМ», проведенных по заказу Банка России. Полные отчеты с результатами измерений доступны на сайте Банка России.

Индекс потребительских настроений (ИПН) – комплексный показатель, отражающий экономические настроения населения, строится по методике CSI (Consumer Sentiment Index), разработанной в Мичиганском университетеОн демонстрирует, как потребители оценивают ситуацию в экономике и изменение своего уровня жизни, а также их ожидания, связанные с данными показателями в будущем. ИПН позволяет прогнозировать изменение потребительского спроса и, как следствие, экономический рост. Его значения в позитивной зоне (более 100 баллов) отражают уверенность потребителей и их готовность тратить деньги, в негативной зоне (менее 100 баллов) свидетельствуют об ухудшении ситуации в экономике.   

Потребительские настроения россиян в сентябре немного улучшились. ИПН вырос по сравнению с августом на 4 пункта, до 89 пунктов, индекс текущего состояния – на 6 пунктов (до 80 пунктов), а индекс ожиданий – на 4 пункта (до 96 пунктов). Последний по-прежнему превышает показатель текущих оценок, разрыв сейчас чуть выше, чем в начале года или даже год назад, но ниже, чем в период с 2015 года до середины 2018 года.

Все частные компоненты ИПН выросли. Особенно это касается значений, которые сильнее всего просели с марта по август. Так, на 6 пунктов увеличились значения индексов оценки перспектив развития страны в ближайший год и оценки изменения личного материального положения за последний год. Выросли и оценки благоприятности времени для крупных трат (на 5 пунктов). Ожидания относительно среднесрочных перспектив ситуации в экономике выросли на 4 пункта и вернулись к допандемическому уровню.

Однако все показатели, характеризующие потребительские настроения россиян, по-прежнему находятся в негативной зоне, то есть скептические оценки и ожидания преобладают.

Реальное потребление россиян, по данным Сбериндекса, ненадолго выходило из негативной зоны с середины августа по начало сентября, однако уже на второй неделе первого осеннего месяца снова оказалось ниже, чем год назад в соответствующий период.

*Приведены данные из раздела «Изменение трат по категориям» проекта Сбериндекс.

_______________

Источник данных:

1–90-я волны опроса «Измерение инфляционных ожиданий и потребительских настроений на основе опросов населения» (метод CATI – Computer-assisted telephone interviewing), выполненных по заказу Банка России. В каждом опросе – не менее 2000 респондентов, 105 населенных пунктов в 55 субъектах РФ. Статистическая погрешность в каждом опросе не превышает 3,3%. 

__

Российская методика измерения ИПН разработана Фондом «Содействие развитию и построению Индекса потребительских настроений» (Ибрагимова Д.Х., Николаенко С.А. Индекс потребительских настроений. Независимый институт социальной политики. – М.: Поматур, 2005). С ней также можно ознакомиться в публикациях ФОМ

Наталья Гашенина, Людмила Преснякова

Поделитесь публикацией

  • 0
  • 0
  • 0
© 2020 Фонд Общественное Мнение