• к-Темы
  • 05.02.21

Индекс потребительских настроений: январь

Динамика ИПН и его компонент

qr-code
Индекс потребительских настроений: январь

В январе Индекс потребительских настроений россиян и все его составляющие выросли. Ожидания увеличились сильнее текущих оценок – люди пока не чувствуют существенного улучшения ситуации, но очень на него надеются.

Приведены результаты квартирных опросов ООО «инФОМ», проведенных по заказу Банка России. Полные отчеты с результатами измерений доступны на сайте Банка России. 

ИПН в январе продолжил рост и достиг 90 пунктов, что на 7 пунктов выше, чем в декабре. Потребительские настроения далеко не всегда улучшаются на фоне новогодних праздников (этот показатель рос в 2017 году, а также в 2018-м, когда он до мая пребывал в позитивной зоне). Текущий же показатель не только остается в отрицательной зоне, но и продолжает быть ниже даже допандемического.

Субиндекс ожиданий (97 пунктов) вырос заметнее (+8 пунктов), нежели субиндекс текущих оценок (78 пунктов, +4 пункта). На январские ожидания, возможно, повлияли некоторое улучшение ситуации с распространением пандемии и перспектива массовой вакцинации от вируса.

Ожидания заметно выросли и относительно годовых перспектив экономики (93 пункта, +10 пунктов), и относительно перспектив улучшения личного материального положения (100 пунктов, +7 пунктов). Заметно увеличился и индекс оценки экономики в пятилетней перспективе (99 пунктов, +5 пунктов).

Индекс оценки динамики материального положения за прошедший год увеличился до 77 пунктов (+5 пунктов).

Хуже всего дела обстоят с индексом крупных покупок, который вырос всего на 3 пункта и продолжает находиться на довольно низком уровне (79 пунктов). Так что, судя по всему, ожидать оживления потребительского спроса в ближайшее время не приходится. Об этом же говорят и данные проекта «Сбериндексы»: в январе общий объем потребительских расходов россиян едва сравнялся с прошлогодним уровнем (0,1% по сравнению с 11–18 января 2020 года), незначительно превысив декабрьские показатели.

Потребительские настроения ощутимо варьируются в разных социальных группах. ИПН, а также индекс крупных покупок выше среди относительно обеспеченных граждан (тех, кому хватает на бытовую технику или автомобиль). В этих группах оба показателя находятся в позитивной зоне, превышая 100 пунктов. Также потребительские настроения и ориентация на покупки выше среди молодежи до 30 лет. Соответственно, чем ниже доходы у респондентов и чем они старше, тем ниже оба показателя.

Интересно, что ИПН и ориентация на покупки выше у людей без образования, чем у высокообразованных, у работников госсектора, чем у сотрудников частных компаний, у жителей сел и пгт, чем у москвичей.

____________________

Источник данных: 

1–95-я волны опросов «Измерение инфляционных ожиданий и потребительских настроений на основе опросов населения» (метод метод - интервью по месту жительства в режиме «face-to-face»), выполненных по заказу Банка России. В каждом опросе – не менее 2000 респондентов, 105 населенных пунктов в 55 субъектах РФ. Статистическая погрешность в каждом опросе не превышает 3,3%. 

______

Индекс потребительских настроений (ИПН) – комплексный показатель, отражающий экономические настроения населения, строится по методике CSI (Consumer Sentiment Index), разработанной в Мичиганском университете. Он демонстрирует, как потребители оценивают ситуацию в экономике и изменение своего уровня жизни, а также их ожидания, связанные с данными показателями в будущем. ИПН позволяет прогнозировать изменение потребительского спроса и, как следствие, экономический рост. Его значения в позитивной зоне (более 100 баллов) отражают уверенность потребителей и их готовность тратить деньги, в негативной зоне (менее 100 баллов) свидетельствуют об ухудшении ситуации в экономике.   

Российская методика измерения ИПН разработана Фондом «Содействие развитию и построению Индекса потребительских настроений» (Ибрагимова Д.Х., Николаенко С.А. Индекс потребительских настроений. Независимый институт социальной политики. – М.: Поматур, 2005). С ней также можно ознакомиться в публикациях ФОМа.   

Людмила Преснякова

Поделитесь публикацией

  • 0
  • 0
  • 0
© 2021 Фонд Общественное Мнение