• к-Зонд
  • 01.06.20

Итоги второго месяца пандемии: возвращение к «нормальности»

Возвращается ли жизнь в прежнее русло? Стало ли больше людей на улицах после отмены нерабочих дней?

qr-code
Итоги второго месяца пандемии: возвращение к «нормальности»

В предыдущей заметке по итогам второго месяца пандемии мы выделили несколько этапов, начало и окончание которых совпали со значимыми событиями этих дней и получили отражение в динамике показателей мониторинга к-Зонд. Это: Плато-1 (с 21 по 28 апреля), Ухудшение ситуации (с 29 апреля по 3 мая), Плато-2 (с 4 по 10 мая) и Переходный период (с 11 по 20 мая). Теперь мы рассмотрим, как менялись показатели, связанные с гигиеной и социальной дистанцией на протяжении обозначенных этапов.  

К третьей декаде апреля оценка степени изменения образа жизни в связи с эпидемией коронавируса достигла своего пика. Так, 20 апреля 52% опрошенных сказали, что их образ жизни из-за эпидемии изменился значительно, 28% отметили незначительные изменения и лишь 19% не заметили никаких изменений. Через месяц произошло перераспределение ответов – от варианта «значительные изменения» в пользу варианта «никаких изменений». К 20 мая значительные изменения отметили уже 43% (снижение на 9 п. п.), а никаких изменений – 26% (рост на 7 п. п.). Причем существенная динамика показателя пришлась именно на заключительный этап второго месяца – после 11 мая, когда режим нерабочих дней был отменен.  

В какой-то степени это связано с тем, что люди начали возвращаться к работе в привычном формате: выросла доля тех, кто работает так же, как и до эпидемии, хотя увеличение этого показателя пришлось еще на начало мая. 20 апреля их доля составляла 21%, а 2 мая и позднее – 27%.  

За второй месяц пандемии существенно изменилась доля тех, кто за последние три дня стал замечать больше людей на улице. Суммарно рост показателя составил 28 п. п. Если 20 апреля таких было всего 18%, то 1–11 мая – уже 33–35%, а к 20 мая – 46%.  

Люди стали проводить больше времени на улице. В частности, доля тех, кто признался, что проводит на улице времени столько же, сколько и до эпидемии, выросла с 22% (20 апреля) до 32% (20 мая). Доля тех, кто перестал видеться с друзьями и знакомыми, за этот же период, наоборот, снизилась – с 48 до 34%. Причем изначальное снижение показателя произошло в майские праздники (видимо, в эти дни призыв к самоизоляции сработал не очень хорошо), а последующее – уже после отмены нерабочих дней.  

Несмотря на то что люди стали чаще выходить на улицу и возобновляют прежние социальные контакты, нельзя сказать, что они ведут себя безответственно. Доля тех, кто носит маску на улице, сначала выросла с 65% (20 апреля) до 75% (5–10 мая), а с отменой нерабочих дней – еще на 9 п. п., до 84% (20 мая). Можно сказать, что к этому моменту люди подошли уже более «экипированными» средствами индивидуальной защиты. Если 20 апреля 70% признались, что сталкивались с отсутствием в аптеках или магазинах масок и дезинфицирующих средств, то к 20 мая их доля снизилась до 33%.  

Мы наблюдаем постепенную нормализацию образа жизни россиян. Почти двухмесячная всеобщая изоляция начинает сменяться постепенным возвращением людей на улицы и возобновлением социальных контактов. Пока это слабо сказывается на режиме работы. В частности, те, кто перешел на «удаленку», продолжают работать из дома. Такая же ситуация сохраняется и в других категориях (безработные, люди в вынужденном отпуске и другие). В целом жизнь возвращается в прежнее русло, хотя ощущение присутствия угрозы не ушло и, скорее всего, еще долго будет сохраняться. Люди надели маски, закупились антисептиками и теперь готовы противостоять коронавирусу «на ногах».  

 

Источник данных: всероссийский опрос населения 18 лет и старше. Ежедневно опрашиваются 450 респондентов. Ежедневный расчет – на суммарной выборке 1350 респондентов за три последних дня. До 11 апреля ежедневно опрашивались 300 респондентов, ежедневный расчет делался на выборке 900 респондентов. Метод исследования: телефонный опрос. Статистическая погрешность для данных по РФ не превышает 3,9%. 

Константин Глазков

Поделитесь публикацией

  • 0
  • 0
  • 0
© 2020 Фонд Общественное Мнение