• к-Обзоры
  • 21.08.20

Обзор Проекта коронаФОМ № 40

О влиянии пандемии на материальное положение людей с разным достатком, неожиданной трансформации бренда по производству одежды и о том, почему вакцина от коронавируса – не панацея

qr-code
Обзор Проекта коронаФОМ № 40

Нужно думать не только о вирусе, но и о бактериологическом оружии

Независимо от того, насколько надежной покажет себя вакцина от коронавируса, рассчитывать только на нее недальновидно. Ведь никто не застрахован от появления другой пандемии, другого штамма, которому эта вакцина не сможет противостоять, и тогда все повторится. Так рассуждает директор Института демографии НИУ ВШЭ, профессор Анатолий Вишневский. Он говорит, что время от времени такие опасности возникают просто в силу самого существования жизни и взаимоотношения всех ее уровней. Ситуация сильно осложняется безграничностью контактов в современном мире. Даже средневековые эпидемии опоясывали весь мир. Чума XIV века, «черная смерть», пришла в Европу из Китая. Мир уже тогда был в каком-то смысле единым. А сегодня общение всех со всеми стало непрерывным. «Я уже не говорю о том, что есть и угроза бактериологической войны. Бактериологическое оружие существует, над его созданием и усовершенствованием работают многие страны, так что об этом приходится думать. Если есть оружие, то должна быть и оборона. Если мы не можем справиться с коронавирусом, как мы справимся с нацеленным на наше уничтожение бактериологическим агентом?» – задается вопросом Анатолий Вишневский.

Интервью с директором Института демографии НИУ ВШЭ о борьбе с пандемией и вероятности повышения рождаемости

 

Во время пандемии бедные чаще других полностью теряли доход

В апреле – мае доля бедного населения была довольно высока, 38–39%, к июню она снизилась до 34%, к июлю – до 33%, свидетельствуют результаты опроса ФОМ. Потерявшие в доходах в первые месяцы пандемии смогли вернуть их частично или полностью к лету, после ослабления ограничений. С 32% в мае до 39% в июле выросла доля малообеспеченного населения – произошло перераспределение между двумя низкодоходными группами в пользу чуть более состоятельной. Доля относительно обеспеченных граждан существенно не менялась на всем временном промежутке, составляя 23–25%.

Главной причиной ухудшения материального положения в апреле – июне для бедных стала полная потеря дохода самим респондентом или кем-то из членов его семьи. Пик пришелся на май, когда на нее жаловались 28% бедного населения. Однако к июлю ситуация заметно улучшилась, и показатель упал до 11%. Малообеспеченные граждане в два-три раза меньше сетовали на полную потерю дохода как причину ухудшения материального положения (11% – на пике, в мае, и 5% – в июле). Среди относительно обеспеченных россиян и членов их семьи практически никто не терял доход полностью. В мае только 4% назвали эту проблему, в другие месяцы – по 2%. Самая часто упоминаемая причина ухудшения материального положения в этой группе, как и среди малообеспеченных, – уменьшение доходов. Чаще всего о ней говорили в мае, 16%, к июню показатель упал до 5%.

Аналитическая статья о том, как пандемия повлияла на материальное положение людей с различным достатком

 

Бренд переориентировал производство с горнолыжных костюмов на медицинские

Пандемия заставила бренд технологичной одежды Urbantiger развивать онлайн-магазин, расширять географию доставки и радикально перепрофилировать производство. По словам исполнительного и бренд-директора компании Анастасии Пиорунской, на момент введения ограничений у них уже была закуплена сезонная коллекция для всех магазинов сети, в результате товар оказался практически невостребованным. Это заставило коллектив заняться улучшением бизнес-процессов внутри интернет-магазина и тех маркетплейсов, в которых мы представлены, для того, чтобы увеличить там продажи. Для этой работы были привлечены некоторые сотрудники из закрывшихся магазинов, однако большинство продавцов отправили «отдыхать» с сохранением заработной платы. Но главная трансформация, произошедшая с Urbantiger, – отказ от выпуска новой коллекции горнолыжных костюмов ради создания средств индивидуальной защиты для медицинского сектора. Принятию такого решения поспособствовал запрос из Минпромторга – министерство обратилось к компаниям, которые занимаются профессиональной одеждой, с просьбой помочь в обеспечении врачей, работающих с пациентами, зараженными коронавирусом, средствами индивидуальной защиты. В начале апреля Urbantiger перепрофилировал свои швейные мощности и запустил в массовое производство костюмы с надежным покрытием, защищающим от инфекций. «Мы буквально за две недели переориентировали производство и начали шить медицинские костюмы из той ткани, которая была изначально создана для наших горнолыжных костюмов», – рассказывает Анастасия Пиорунская.

Рассказ руководителя бренда одежды о переоборудовании производства и поиске новой ниши

 

Россияне стали тратить столько же, сколько до пандемии

В июле 2020 года общий объем трат по картам банка ВТБ достиг допандемического уровня и даже превысил его: объем транзакций оказался на 5% больше мартовских показателей. Статистика банка свидетельствует, что чаще всего россияне покупают одежду и электронику, а на походах в рестораны, кафе и на оплате услуг экономят – эти затраты ниже, чем до пандемии, на 19 и 12% соответственно. Кроме того, аналитики кредитной организации зафиксировали рост трат на внутренний туризм: в прошлом месяце россияне потратили на отечественные отели на 18% больше, чем за аналогичный период 2019 года. Самыми популярными направлениями, судя по объемам трат, стали Ленинградская область, Сочи и Краснодарский край, Калининградская область и Карелия.

Дайджест о потребительском спросе нынешним пандемическим летом

 

Индикатор дня

ФОМ ежедневно обновляет Индикаторы социального КоронаКонтекста. Следите за ними на сайте проекта коронаФОМ.

Наш сайт полезный? Интересный? Информативный?
Если ДА – рекомендуйте его Вашим коллегам! Для этого скопируйте (кнопка ниже) и отправьте им ссылку на Приглашение стать Подписчиком сайта.

Поделитесь публикацией

  • 0
  • 0
© 2024 ФОМ