• к-Темы
  • 19.08.21

Пользование банковскими продуктами на фоне пандемии

Распространенность банковских вкладов, карт и счетов в социально-демографических группах

qr-code
Пользование банковскими продуктами на фоне пандемии

У 82% россиян есть банковская карта, счет или вклад. Самый распространенный финансовый продукт – зарплатная карта – есть у 44% участников опроса (среди работающих по найму – у 78%). Оформленной лично дебетовой картой владеют 20% опрошенных, а среди неработающих пенсионеров – лишь 3%. Последние чаще пользуются социальными картами, но и они есть не у каждого представителя данной группы (62%).

Приведены результаты квартирных опросов ООО «инФОМ», проведенных по заказу Банка России. Полные отчеты с результатами измерений доступны на сайте Банка России. 

В июне 2021 года мы поинтересовались у россиян, есть ли у них банковские карты, счета и срочные вклады, а если нет, то были ли в течение предыдущего года. О наличии на момент опроса хотя бы одного банковского продукта из предложенного списка сообщили 82% респондентов. Еще у 2% опрошенных карты, счета или вклада на момент опроса не было, но они были в предшествующие 12 месяцев. Остальные 16% опрошенных сказали, что и за прошедший год у них не было никаких банковских продуктов, или затруднились с ответом.

Чаще всего респонденты сообщали о наличии зарплатной карты (44%). У 34% опрошенных есть карта для зачисления пенсий, пособий или стипендий, у 20% – самостоятельно оформленная дебетовая карта, у 7% – текущий счет для хранения денежных средств, у 5% – срочный вклад.

Доля владельцев зарплатных карт, которые были закрыты в последние 12 месяцев, составила 4%, оформленных лично дебетовых карт и срочных банковских вкладов – по 3%, социальных карт и текущих счетов – по 2%. Практически все показатели, кроме первого, не превышают статистической погрешности, поэтому можно сделать вывод, что на пользование этими продуктами пандемия существенного влияния не оказала.

Наличие банковских продуктов в июне 2021 года и в предшествующие 12 месяцев*

_______

*Данные рассчитаны на основании ответов на вопросы «На карточке перечислены некоторые банковские продукты. Какие из них у вас лично есть сейчас, действуют в настоящий момент? (Карточка, любое число ответов.)» и «А теперь скажите, какие из этих банковских продуктов были у вас лично за последние 12 месяцев, то есть начиная с июня 2020 года, но в настоящее время их у вас уже нет? (Карточка, любое число ответов.)». Позиции «ничего из перечисленного сейчас у меня нет/не было» и «затрудняюсь ответить» на графике не приводятся.

**Здесь и далее приведена доля респондентов, назвавших хотя бы один из перечисленных в карточке продуктов.

Набор банковских продуктов различается в зависимости от рода деятельности людей. Зарплатные карты, например, есть у 78% работающих по найму, в частности почти у каждого занятого в государственном секторе (90%) и лишь у двух третей работников коммерческих предприятий или НКО (68%)***. Предприниматели и самозанятые также имеют зарплатные карты, но втрое реже (26%), чем наемные работники. О владении зарплатными картами сообщили 17% безработных и 3% неработающих пенсионеров.

Самостоятельно оформленные дебетовые карты чаще всего есть у предпринимателей и самозанятых (52% от этой группы). Но и у 23% работающих по найму этот банковский продукт тоже имеется. Как и следовало ожидать, чаще владельцами оформленных лично дебетовых карт становятся занятые в частном секторе (28%), ведь треть из них не имеет зарплатной карты. Работники же государственного сектора, среди которых лишь каждый 10-й не имеет зарплатной карты, реже самостоятельно оформляют дебетовую карту (17%). Среди неработающих пенсионеров о владении таким банковским продуктом сообщили лишь 3%, и это логично: у 62% неработающих пенсионеров есть социальные карты. Аналогичными продуктами для получения пособий и стипендий владеют и другие группы населения: 33% безработных, 20% работающих по найму, 12% предпринимателей и самозанятых.

О наличии текущего счета чаще говорили предприниматели и самозанятые (13%), которым этот банковский продукт нужен для ведения бизнеса. В остальных группах его называли 4–7% респондентов.

Доли имеющих срочный банковский вклад среди рассмотренных групп различаются незначительно (2–6%). Несколько чаще им располагают неработающие пенсионеры (6%), реже всех – безработные (2%).

В целом наиболее активными пользователями указанных банковских продуктов являются экономически активные группы населения: наемные работники (91% имеет хотя бы один из продуктов), а также предприниматели и самозанятые (83%). Реже имеют карты, счета или вклады неработающие пенсионеры (71%) и безработные (59%).

Распространенность банковских продуктов

Распределение в группах по роду занятий

Распределение в группах по типу предприятия-работодателя

В вопросах владения банковскими продуктами также заметны возрастные различия. Среди россиян 18–45 лет доля владельцев карты, вклада или счета составляет 88%. В старших поколениях (46–60 лет и более 60 лет) доля обладателей этих продуктов снижается: 81 и 72% соответственно. Молодежь чаще имеет зарплатные карты (по 59 и 60% в группах 18–30-летних и 31–45-летних соответственно) и оформленные самостоятельно дебетовые (34 и 31%), люди старше 60 лет – социальные (59%).

Распространенность банковских продуктов выше в группах с хорошим материальным положением. Если среди тех, кому денег не хватает на питание, только 64% владеют хотя бы одним из перечисленных банковских продуктов, то среди имеющих возможность купить автомобиль – 89%. В отношении зарплатных карт в данных группах различия составляют 25 и 56%, дебетовых карт – 13 и 30%, текущих счетов – 3 и 13%, банковских вкладов – 1 и 9% соответственно.

Распределение в возрастных группах

Распределение в группах по самооценке материального положения

______

***Под работниками государственных (бюджетных) предприятий подразумеваются те, кто обозначил свое место работы как «полностью бюджетное, государственное» или «с государственным участием», а под работниками частных предприятий и НКО – те, кто трудоустроен «на частном, негосударственном предприятии» или «в некоммерческой организации (НКО)». 

_______________

Источник данных

100-я волна исследования «Измерение инфляционных ожиданий и потребительских настроений на основе опросов населения», выполненного по заказу Банка России 111 июня 2021 года. Метод опроса интервью по месту жительства в режиме face-to-face. 2021 респондент, 105 населенных пунктов в 55 субъектах РФ. Статистическая погрешность не превышает 3,3%. 

Наталья Гашенина

Поделитесь публикацией

  • 0
  • 0
  • 0
© 2021 ФОМ