• мараФОМ
  • 29.07.21

Проект «Социология малого бизнеса» на гибридной конференции мараФОМ

Почему важно изучать малый бизнес и какие ресурсы для этого есть у ФОМа

qr-code
Проект «Социология малого бизнеса» на гибридной конференции мараФОМ

В прошлом году Фонд Общественное Мнение запустил новое направление исследований – «Социология малого бизнеса». Новому проекту была посвящена восьмая сессия гибридной конференции мараФОМ. О том, как компания разворачивала для этого специальную инфраструктуру, о первых результатах исследований и планах на будущее рассказали сотрудники ФОМа, Партнеры компании в регионах и эксперты по малому бизнесу. Среди гостей дискуссии были также представители профильных ведомств, институтов развития предпринимательства, бизнесмены. Мы приводим отдельные высказывания спикеров и ссылки на видео с их выступлениями.

Александр Ослон, президент ФОМа

Малый бизнес – главная социальная жертва пандемии и в то же время это важнейший элемент, создающий инфраструктуру повседневности для всего населения. Малый бизнес – социальная прослойка, которая производит инициативы, обеспечивает развитие, в ней рождается живое и новое.

Социальная группа малого бизнеса составляет всего 4% населения, поэтому систематические репрезентативные исследования этой группы очень дорогие. Мы уже больше года отбираем предпринимателей и создаем Панель малого бизнеса, исследования на которой могут проводить не только специалисты ФОМа, но и любые эксперты, примкнувшие к нашей коллаборации.

Исследования малого бизнеса проводятся с участием наших региональных Партнеров, которые являются не просто подрядчиками и исполнителями, но полноправными участниками исследовательского консорциума. Говорить о малом бизнесе в России можно только через призму сопоставительного межрегионального анализа, поэтому регионы и их портреты являются важным аспектом этого проекта.

По итогам наших исследований мы готовим информационные продукты, предназначенные для лиц, которые принимают решения и от которых зависит малый бизнес, экспертов, анализирующих малый бизнес, самого малого бизнеса и других заинтересованных адресатов.

Вступительное слово >>>

О проекте «Социология малого бизнеса» и Панели малого бизнеса ФОМ

Евгения Болонина, координатор проекта «Социология малого бизнеса» ФОМа

Проект СМБиз – это, во-первых, исследовательская инфраструктура, главный инструмент которой – Панель малого бизнеса, где на данный момент – 3100 предпринимателей, готовых участвовать в исследованиях: мониторинговых, тематических, лонгитюдных и других. Во-вторых, это сообщество, которое с этими инструментами работает: исследовательские коллаборации и консорциум из нескольких десятков исследовательских компаний. В коллаборациях с исследователями ФОМ может выступать содержательным, методологическим и аналитическим партнером. Вместе с консорциумом мы планируем серию масштабных исследований, которые одной компании провести было бы не под силу. Одним из таких исследований станет выявление особенностей бизнес-среды разных регионов.

О структуре проекта «Социология малого бизнеса» >>>

Тимур Османов, руководитель группы организации телефонных опросов и обеспечения выборок ФОМа

Для того чтобы три тысячи предпринимателей вошли Панель и согласились на дальнейшие исследования в ее рамках, мы опросили порядка 300 тысяч респондентов. Если бы этот проект не был завязан на текущие опросы, которые мы проводим в большом количестве, мы физически не смогли бы позволить себе создание такой Панели. Для того чтобы опросить эти 300 тысяч респондентов, нам нужно было позвонить на несколько миллионов телефонных номеров или обойти примерное такое же количество квартир при поквартирных опросах.

О работе над созданием Панели малого бизнеса ФОМ >>>

Исследовательская коллаборация в рамках проекта «Социология малого бизнеса»

Александр Чепуренко, профессор, научный руководитель департамента социологии факультета социальных наук НИУ ВШЭ

Мы ожидаем, что запустится долговременное исследовательское направление, связанное с изучением социологии повседневности малого бизнеса, – не того, о котором пишут в глянцевых журналах, а того, который окружает нас в повседневной жизни. Мы рассчитываем получить много выводов о том, как и почему в России выстраиваются циклы развития малого бизнеса, понять, каким является прямое и косвенное воздействие государственной политики на развитие бизнеса и стратегии предпринимателей, на их личные жизненные траектории.

О лонгитюдном исследовании на Панели малого бизнеса ФОМ >>>

Нелли Романович, профессор РАНХиГС, директор воронежского Института общественного мнения «Квалитас»

Российские предприниматели – это уникальное явление. В других странах предыдущие поколения передают свой опыт ведения бизнеса и капитал новым поколениям предпринимателей. Российским пришлось все начинать с нуля, и этому процессу всего 30 лет. В нашем июньском исследовании каждый 10-й опрошенный говорил о негативном отношении к предпринимателям, а среди людей старше 60 лет число тех, кто негативно относится к предпринимателям, доходит до 20% – своеобразный атавизм советской классовой ненависти. Предприниматели – это недоисследованная тема и потрясающий материал для социологов, психологов, экономистов и даже для историков и философов.

Об участии игроков исследовательского рынка в проекте «Социология малого бизнеса» >>>

Консорциум исследовательских компаний и использование качественных методов для изучения региональной специфики малого бизнеса

Елена Бондаренко, заместитель директора Фонда «Общественное мнение – Татарстан»

У предпринимателей, с которыми мы говорили во время совместного с ФОМом качественного исследования, мы наблюдали ощущение оставленности государством. Зачастую они работают не благодаря поддержке с его стороны, а преодолевая ощущение своей оставленности, невостребованности на фоне крупных корпораций. При этом бизнесменов характеризовал высокий уровень социальной ответственности: люди распродавали свои личные активы, чтобы поддержать сотрудников и их семьи. Из желания помочь предпринимателям возникли и исследовательский интерес, и готовность вкладываться в эту работу. И не стоит оставлять это качественное направление исследований, потому что ощущение пользы и нужности этой работы всех нас вдохновляет.

О практике совместных масштабных исследований малого бизнеса >>>

Дарья Шмидт, независимый исследователь

Я не представляю себе исследования бизнеса, предпринимателей, региональные сравнения без использования качественных методов. Один из минусов количественных исследований – сложность интерпретации результатов. Как, например, интерпретировать полученную в ходе опроса оценку респондентов 6,5 из 10 по доступности инфраструктуры? В одном регионе это может быть высокий показатель, а в другом – очень низкий. В личной беседе респондент может раскрыться и рассказать больше, чем при заполнении анкеты. Кроме того, качественные методы позволяют разрабатывать управленческие рекомендации.

О возможностях качественных исследований для изучения региональной специфики малого бизнеса >>>

Дискуссия

  1. Пандемия, вакцинация и кризис доверия между бизнесом и государством >>>
  2. Актуализация темы малого бизнес в общественной повестке – одна из целей проекта >>>
  3. Тема для исследования: как государству и бизнесу найти компромисс в условиях долговременной пандемии >>>
  4. Тема для исследования: использование разрешительной документации для  участия в тендерах >>>
  5. Тема для исследования: стратегии ведения бизнеса в условиях долговременной пандемии >>>
  6. Тема для исследования: как отличать в речи предпринимателей действительно важное от общепринятого >>>
  7. ФОМу нужны «озабоченные мозги» >>>

Материалы

Иван Грибов

Поделитесь публикацией

  • 0
  • 0
  • 0
© 2021 ФОМ