Динамика опасений потери работы и трудовых доходов
В материале приведены результаты ежедневных телефонных опросов к-Зонд, проводившихся 17 апреля – 20 сентября, 23–27 октября, 18–22 ноября, 23–27 декабря 2020 года, 21–25 января и 19–23 февраля 2021 года.
В феврале тревожность россиян по поводу возможной потери работы снизилась до минимума за все время пандемии. Работающие стали реже беспокоиться относительно возможного закрытия предприятий, на которых они работают. Однако доли тех, кому сократили зарплату, и тех, кто этого опасается, за месяц не изменились.
С января доля работающих россиян, опасающихся потери своего рабочего места, заметно снизилась (на 6 п. п., до 45%) и достигла минимума с начала измерений (в апреле). Относительно перспектив своей занятости россияне в феврале чувствуют себя даже более уверенно, чем в середине лета: тогда доля не опасавшихся проблем с работой составляла 51–53% (в феврале – 55%).
Росту уверенности россиян способствует и то, что они видят снижение тревожности в отношении возможной безработицы и в своем окружении: в феврале только 31% сообщил о распространенности страхов потерять работу среди своих знакомых. Этот показатель не только существенно сократился за месяц, но и достиг своего минимального значения.
Одновременно выросла доля тех, кто не опасается закрытия предприятия (до 63% от всех работающих – это максимальный показатель за время пандемии). И заметно, с 12 до 9%, снизилось число тех, кто считает такую вероятность высокой.
А вот ожидания относительно зарплатных перспектив изменились незначительно. Число опасающихся сокращения доходов от работы составило 30% (против 32% в январе), тех, кого это уже коснулось, – 15% (против 14%), тех, кто этого не боится, – 53% (против 51%). При этом доля тревожащихся по поводу возможного уменьшения зарплаты в целом меньше, чем доля тех, кто волнуется о возможной потере работы. Тем не менее страхи относительно сохранения рабочего места за последний месяц сократились более заметно.
Динамика оценок трудовых перспектив варьируется в разных группах работников. Так, в феврале женщины стали гораздо реже беспокоиться по поводу потери работы (хотя и продолжали это делать чаще, чем мужчины, уровень опасений которых почти не изменился). Заметно снизилась напряженность и в старших возрастных группах (от 46 до 60 лет и старше 60 лет), у людей со средним материальным положением, жителей мегаполисов и сел. В других группах ее уровень практически не изменился. Самой неблагополучной остается группа наименее обеспеченных, в которой 60% беспокоятся насчет сохранения работы.
Опасения относительно сокращения зарплаты снизились в группе наиболее обеспеченных и самых возрастных работников, а также сельских жителей. При этом такие опасения выросли среди самых молодых работников (до 30 лет), самых необеспеченных, а также среди москвичей.
_____
*В апреле – сентябре вопрос не задавался временно не работающим в связи с пандемией и не получающим заработную плату или получающим ее частично.
_____
Приведены доли выбравших ответ «опасаюсь» на вопрос «Вы лично опасаетесь или не опасаетесь совсем потерять работу, лишиться основного источника дохода в связи с эпидемией коронавируса?».
_____
Приведены доли выбравших ответы «скорее опасаюсь» на вопрос «Вы сейчас скорее опасаетесь или не опасаетесь, что вам сократят зарплату?»
_______________
Источник данных
Всероссийский опрос населения 18 лет и старше. С 17 апреля по 20 сентября 2020 года ежедневно опрашивались 450 респондентов, далее – по 300 респондентов. Метод опроса: телефонный опрос. Данные с 17 апреля по 20 сентября 2020 года объединены помесячно, в остальные периоды – за 5 дней.
В группу «Работающие» входят работающие по найму, предприниматели и самозанятые.