Что произошло с опасениями относительно безработицы и сокращения заработной платы
В материале приведены результаты ежедневных телефонных опросов к-Зонд, проводившихся 17 апреля – 20 сентября, 23–27 октября, 18–22 ноября, 23–27 декабря 2020 года, 21–25 января, 19–23 февраля, 19–23 марта, 19–23 апреля, 19–23 мая и 18–22 июня 2021 года.
Во второй половине июня тревога работающих россиян по поводу трудовых перспектив заметно усилилась: на 6 п. п., до 47%, выросла доля работников, опасающихся увольнения, и на 8 п. п., до 35%, – сокращения зарплаты.
Очередной опрос, в ходе которого мы интересовались ожиданиями работающих россиян относительно их трудового будущего, проводился с 18 по 22 июня, когда третья волна пандемии в России уже набирала обороты. Поэтому неудивительно, что тревога респондентов по сравнению с предыдущим замером (в мае) значительно выросла.
Доля беспокоящихся о возможной потере работы увеличилась с 41 до 47%. Этот показатель уже вышел на уровень летних месяцев прошлого года, но еще остается заметно ниже значений в начале первой и второй волн пандемии.
Еще заметнее, с 28 до 35%, выросла доля опасающихся сокращения зарплаты. При этом тех, кто заявил об уже состоявшемся ее снижении из-за пандемии, в июне было минимальное за все время измерений число: 11% от всех работников.
В окружении респондентов страхи безработицы распространиться еще не успели: как и месяцем ранее, в июне 40% рассказали, что среди их знакомых по поводу возможной потери работы никто не волнуется (это по-прежнему максимум с начала измерений), а разделяют такие страхи в окружении 33% работающих.
Значимых изменений пока не претерпел и уровень опасений относительно закрытия предприятия: только 11% считают такой риск большим, 26% – небольшим, а 60% уверены, что риска нет совсем.
Заметно изменились ожидания в разных социальных слоях. Уровень тревоги вырос среди самых малообеспеченных работников. В этой группе опасения по-прежнему достигают максимумов и значительно превышают средний по всем работающим уровень.
Еще одна группа, где усилилась тревожность и по поводу возможного увольнения, и по поводу сокращения зарплаты, – работники частных предприятий. При этом среди работников госсектора такие страхи практически не выросли – их уровень продолжает значительно уступать показателям, зафиксированным у работающих в частном секторе.
Кроме того, оба типа опасений заметно выросли среди мужчин – в этом отношении они теперь не отличаются от женщин, хотя раньше чувствовали себя спокойнее последних.
Опасения относительно потери работы выросли также среди жителей небольших городов и сел, а беспокойство по поводу возможного уменьшения зарплаты – среди людей в возрасте 46–60 лет.
_____
*В апреле – сентябре 2020 года вопрос не задавался временно не работающим в связи с пандемией и не получающим заработную плату или получающим ее частично.
Приведены доли выбравших ответ «опасаюсь» на вопрос «Вы лично опасаетесь или не опасаетесь совсем потерять работу, лишиться основного источника дохода в связи с эпидемией коронавируса?».
Приведены доли выбравших ответ «скорее опасаюсь» на вопрос «Вы сейчас скорее опасаетесь или не опасаетесь, что вам сократят зарплату?».
________________
Источник данных
Всероссийский опрос населения 18 лет и старше. С 17 апреля по 20 сентября 2020 года ежедневно опрашивались 450 респондентов, далее – по 300 респондентов. Метод опроса: телефонный опрос. Данные с 17 апреля по 20 сентября 2020 года объединены помесячно, в остальные периоды – за 5 дней.
В группу «Работающие» входят работающие по найму, предприниматели и самозанятые.