• к-Темы
  • 01.09.20

Стоила ли игра свеч?

Что россияне думают об эффективности эпидемических ограничений

qr-code
Стоила ли игра свеч?

Несмотря на снятие ограничений, полного возврата к прежней жизни еще не произошло. А некоторые граждане только сейчас начинают осознавать последствия режима самоизоляции, или карантина, для себя и своих близких. И логично, что все больше людей задаются вопросом: а стоило ли вообще вводить ограничения?  

В рамках третьей волны исследования «Новый образ жизни» ФОМ узнал у россиян, что они думают об эффективности ограничительных мер в нашей стране, и выяснил, менялось ли их мнение во время самоизоляции и после ее отмены.

Ограничительные меры были оправданны?

При ретроспективном взгляде большинство россиян (74%) приветствовали введение карантинных мер. Отвечая на открытый вопрос1, 60% респондентов сказали, что ограничения помогли снизить число заболевших и обезопасить людей. Еще 6% просто констатировали, что ограничения помогают при эпидемии, не уточняя, каким именно образом. 3% объяснили эффективность принятых мер, сославшись на международные рекомендации, и столько же сказали, что самоизоляция позволила подготовиться к борьбе с болезнью и снизить нагрузку на врачей. О том, что она напрямую снизила смертность, упомянули также 3% респондентов.

Однако 12% россиян оценили введенные ограничения не столь однозначно. 3% считают, что не все меры себя оправдали, а еще 9% придерживаются радикальной позиции: вводить карантин в принципе не следовало. К аргументам последних2 относятся потери для экономики (2%) и бесполезность принятых мер (2%).  

Самые нелояльные к введению режима самоизоляции – две группы: те, кто перестал работать в это время, и те, кто оценил свое материальное положение как плохое или очень плохое. Можно предположить, что эти группы в значительной мере пересекаются. Из-за ограничительных мер в России возникли гибридные варианты «поддержки» работников. Например, их отправляли в отпуск (зачастую неоплачиваемый). То есть такие трудоустроенные оказывались в ситуации, когда ни работы, ни денег у них нет. Результаты же фокус-групп показывают: ощутимую финансовую поддержку массы нуждающихся в ней граждан не получили, а попытки выбраться из финансовой ямы сопровождались вынужденным игнорированием предписаний эпидемиологов.  

Неудивительно, что эти люди чаще других отвечали, что режим самоизоляции вводить не следовало. Среди временно неработающих такую точку зрения высказали 17%, что на 8 п. п. больше, чем в среднем по выборке. А среди тех, кто оценил свое финансовое положение как плохое, – 14%, что на 5 п. п. больше, чем в среднем по выборке.  

Еще одна группа, которая чаще других говорила, что ограничительные меры неоправданны, – это россияне, которые продолжали ходить на работу во время карантина. Объяснить их установки несложно. Из другого исследования ФОМ мы знаем: продолжавшие ходить на работу в принципе реже отмечали изменения в своей жизни в связи с самоизоляцией. Скорее всего, и ограничительным мерам эти люди придавали меньшее значение, чем, например, «удаленщики» (из последних только 5% полагают, что карантин можно было не вводить, а среди «ходящих» на работу таких 14%). 

Еще одна возможная интерпретация отклонений в группе тех, кто продолжал ходить на работу: режим самоизоляции создал им реальные неудобства (плохая работа транспорта, необходимость носить маски в жару в офисе и т. д.). Накопленная усталость и раздражение из-за этих неудобств могли стать причиной сомнений в эффективности карантинных мер в принципе.  

Молодые люди тоже чаще скептически относятся к ограничительным мерам. Среди них 16% полагают, что введение карантина не было необходимым. Для сравнения: среди пенсионеров придерживаются аналогичной точки зрения только 3%. Из другого исследования ФОМ3 мы знаем, что во время самоизоляции молодежь – это группа, которую коронавирусные изменения затронули меньше всего: люди в возрасте 18–30 лет реже других соблюдали режим самоизоляции, меньше боялись заболеть коронавирусом и вообще уделяли этой теме мало внимания.  

Считают, что без ограничительных мер справиться с эпидемией было бы нельзя, 59% опрошенных, противоположной точки зрения придерживаются 22%. Здесь распределение ответов по группам примерно такое же, как и распределение ответов на вопрос об эффективности карантина. Молодежь и те, кто продолжил ходить на работу, чаще считают, что без режима самоизоляции можно было бы обойтись. Среди первых сторонников этого мнения 32%, это на 10 п. п. больше, чем в среднем по выборке, среди вторых – 28%, на 6 п. п. больше среднего. Интересно, что такой же точки зрения придерживаются и люди, ежемесячный доход которых превышает 45 тыс. руб. Вряд ли подобный уровень дохода предполагает какие-то «производственные» трудности во время пандемии (например, вынужденный отпуск или отпуск за свой счет). Можно предположить, что к последней категории относятся люди, которые имеют стабильную работу и, скорее всего, сохранили ее во время пандемии. А, как уже было сказано, продолжавшие работать в целом реже одобряют ограничительные меры.   

Как менялось восприятие ограничительных мер

В этом материале мы опирались на данные от 2–5 июля 2020 года. Опрос подразумевал оценку карантинных действий уже после отмены ограничений. Но и в разгар эпидемии, 23–26 апреля, ФОМ спрашивал4 россиян о том, стоит ли вводить ограничительные меры. Учитывая различия в вопросах, сравним то, каким образом воспринимались ограничительные меры во время режима самоизоляции и после его окончания.  

Мы видим, что после отмены ограничений число тех, кто стал относиться к ним лучше, выросло на 10 п. п. То есть гипотеза, что по итогам самоизоляции некоторые категории опрошенных улучшили свое отношение к мерам против эпидемии, подтвердилась. Оговоримся еще раз: различия в вопросах не позволяют делать точные заключения и сравнивать конкретные цифры, но некоторые тенденции мы отметить можем.   

Резюмируя, можно сказать, что большинство россиян считают карантинные ограничения оправданными и эффективными, процент несогласных с этим невелик. За несколько месяцев число тех, кто относится к ограничениям положительно, выросло. К сожалению, выделить характеристики тех, кто особенно «подобрел», не получилось: критики эпидемиологических ограничений оказались довольно гомогенной группой. И в самом начале эпидемии, и после отмены режима самоизоляции скепсис по отношению к вводившимся мерам испытывали молодые люди, люди с «плохим» или «очень плохим» материальным положением, а также те, для кого основным источником информации является интернет.   

________________

Источник данных 

Всероссийский телефонный опрос граждан 18 лет и старше. Сроки проведения опроса: 2–5 июля 2020 года. Объем выборки – 1570 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,1%.

Открытый вопрос «Почему вы считаете, что эти меры следовало вводить?» задавался тем, кто считает, что следовало вводить ограничительные меры для борьбы с эпидемией, – отвечали 74% респондентов. 

Открытый вопрос «Почему вы считаете, что эти меры не следовало вводить?» задавался тем, кто считает, что не следовало вводить ограничительные меры для борьбы с эпидемией, – отвечали 9% респондентов. 

Опрос от 23–26 апреля в рамках направления «Новый образ жизни» инициативного Проекта коронаФОМ. 

Опрос в рамках направления «Новый образ жизни» инициативного Проекта коронаФОМ. 

Александра Боброва

Поделитесь публикацией

  • 0
  • 0
© 2024 ФОМ