• к-Темы
  • 03.11.20

Траты россиян в сентябре

Как меняются потребительские практики

qr-code
Траты россиян в сентябре

Приведены результаты квартирных опросов ООО «инФОМ», проведенных по заказу Банка России. Полные отчеты с результатами измерений доступны на сайте Банка России.

В сентябре на фоне улучшения потребительских настроений потребление россиян активизировалось. Однако спрос все еще ниже соответствующих показателей прошлого года.

В наших сюжетах мы уже отмечали, что в сентябре потребительские настроения россиян немного улучшились, в том числе вырос индекс крупных покупок, характеризующий оценку гражданами благоприятности времени для трат. Этому сопутствует активизация потребительских практик: в сентябре доля совершавших различные крупные расходы увеличилась до 58%, превысив и августовские (51%), и даже мартовские (52%) показатели. В августе и сентябре россияне традиционно вынуждены тратить больше денег – сказывается сезон отпусков и подготовка к новому школьному году. Однако в этом году доля активных потребителей ниже, чем в соответствующие месяцы прошлого года. Об этом же говорят и данные проекта Сбериндексы – объемы расходов россиян в сентябре незначительно, но ниже прошлогодних.

*Доли совершавших крупные расходы включают всех, кто выбрал хотя бы одну трату при ответе на вопрос «Какие из перечисленных на карточке крупных расходов были у вас (вашей семьи) за последние три месяца?».  (Карточка, любое число ответов.) 

**Об индексе крупных покупок подробнее см. сюжет «Индекс потребительских настроений: сентябрь»

По сравнению с мартом и августом выросли доли людей, расходовавших значительные для них суммы на ремонт жилья (21%), отдых и туристические поездки (7%), оплату образовательных услуг (7%). И если по первой позиции показатель сравнялся со значением за аналогичный период прошлого года, когда действовали те же самые сезонные факторы, то по двум другим цифры все еще в полтора-два раза ниже, что обусловлено как эпидемическими рисками во время путешествий и отсутствием привычных альтернатив для отдыха, так и необходимостью экономить.

Отметим также снижение – по сравнению и с мартом нынешнего года, и с сентябрем 2019 года – доли тративших деньги на лечение (до 9%). Судя по всему, здесь также проявляют себя упомянутые выше эпидемические риски и сокращение доходов населения.

По большинству других категорий крупных расходов, таких как семейные торжества, покупка недвижимости или автомобиля, мебели, бытовой техники и электроники, существенных изменений в сравнении с августом и мартом нынешнего, а также с сентябрем прошлого года не произошло.

_________________

Источник данных:

15–91-я волны опросов «Измерение инфляционных ожиданий и потребительских настроений на основе опросов населения», выполненных по заказу Банка России. Каждая волна: стандартизированный опрос населения 18+ (метод – интервью по месту жительства в режиме face-to-face). В каждом опросе – не менее 2000 респондентов, 105 населенных пунктов в 55 субъектах РФ. Статистическая погрешность не превышает 3,3%.

Людмила Преснякова, Наталья Гашенина

Поделитесь публикацией

  • 0
  • 0
  • 0
© 2020 Фонд Общественное Мнение