Смысл возвращаться
Принятые в большинстве стран противоэпидемические меры фактически посадили под домашний арест огромное количество людей. Нахождение дома редуцировало физическую активность миллиардов людей по всему миру, изменило формат «представления себя другим в повседневной жизни» (по социологу Ирвингу Гофману). На паузу в обществах потребления было поставлено само потребление, выступавшее на протяжении почти столетия центральной смысловой осью, вокруг которой выстраивались жизнь людей, деятельность бизнеса, корпораций и правительств.
Структура экономики не меняется в одночасье. Снимая понемногу ограничения на перемещения, власти различных стран надеются, что люди своей животворящей потребительской активностью мгновенно (или постепенно) заполнят пустовавшие несколько недель места и лакуны в рамках прежней, довирусной экономики: аэропорты, рестораны, кинотеатры, торговые центры.
Возникают интересные организационные и пространственные решения, которые мы с помощью нашей коронаматрицы, инструмента для классификации социологических публикаций о вирусе, должны отнести к области институциональных изменений – сегрегационных структур. Но только институт – это не просто структура, не просто семиотические рельсы, а такие рельсы, по которым в повседневности движутся реальные живые люди из плоти крови. А вот будут ли двигаться по прокладываемым сегодня рельсам люди, – это пока вопрос. Мало просто создать структуру*.
*Например, японский закон о банкротстве скопирован с прекрасно работающего американского, но вот японцы по этим институциональным рельсам ездить отказываются. Им легче сделать сеппуку, чем во всеуслышание заявить о своей несостоятельности и навлечь на себя позор. Чтобы человеческий материал начал двигаться по институциональным рельсам, внутри социальных деятелей должен появиться соответствующий структурам веберовский смысл.
Какие новые рельсы (сегрегационные структуры) возникают сегодня, чтобы облегчить наше возвращение в общество потребления? И возникнет ли у людей в головах смысл, который позволит встать на эти рельсы и начать двигаться по ним? Это микросоциологическая проблематика, проблема действования здесь-и-сейчас (квадрант 3 коронаматрицы).
1. Ренессанс кинотеатров под открытым небом в США. Статью под названием «Назад в будущее: станут ли кинотеатры для автомобилей под открытым небом решением для безопасного похода в кино?» публикует британская газета The Guardian. Журналисты описывают наплыв людей в такие кинотеатры, рассказывают о конкретном заведении во Флориде, беседуют с посетителями, расспрашивая о мотивах, приведших их на такой экзотический киносеанс. На наш взгляд, этот формат имеет будущее, поскольку позволяет удовлетворить существующую у людей потребность «выбраться в кино». В условиях, когда классические кинотеатры не могут обеспечить безопасность, drive-in кинотеатры могли бы занять их нишу. Такая инфраструктура может быть развернута достаточно быстро, она не требует больших капиталовложений.
2. Разреженные залы ресторанов и рестораны на одного гостя. В странах Европы начинают открываться кафе и рестораны. Столы в них предписано расставить на бóльшем расстоянии друг от друга, возвести между ними стеклянные перегородки, официантам предписано ходить в масках наподобие тех, что носят сварщики или пожарные. Об этом подробно пишет газета «Коммерсантъ» в материале «Рестораны готовят к выходу».
Сетевое издание Inc. сообщает о еще более экзотическом формате заведения общественного питания:
«Шведская пара откроет на лугу рядом с домом бесконтактный ресторан под открытым небом на одного гостя. Блюда будут готовить из местных продуктов, некоторые из которых растут прямо в саду».
Inc. также публикует фотографию ресторана и рассказывает, как возникла идея открыть такое заведение:
«В марте Линда Карлссон и ее муж Расмус Перссон столкнулись с дилеммой, когда к ним без предупреждения приехали родители Линды <…>. Родители старше 70 лет, поэтому входят в группу риска по заболеваемости коронавирусом. Линда и Расмус не разрешили им заходить в дом, вместо этого они поставили стол посреди луга и подали еду через окно. Родителям такая трапеза очень понравилась, и пара решила, что другие тоже захотят попробовать это – обед на лугу без страха за свою безопасность».
Для владельцев ресторанов по всему миру и шведских стартаперов ситуация пока, к сожалению, складывается не самым лучшим образом – проблема возникает на стороне спроса. Дело в том, что есть вещи, которые не могут быть «наполовину» или «частично». Человек не может быть частично жив, осетрина не может быть второй свежести. Также и меры безопасности при вирусе. Это либо меры, либо не меры – полумеры невозможны.
То, что зона не может быть на 100% чистой – что позволяло бы использовать кафе и рестораны как место, где можно расслабиться и отдохнуть, приятно и безопасно провести время, – хорошо иллюстрирует следующий видеосюжет телекомпании NHK об эксперименте, проведенном японскими учеными. Они нанесли одному посетителю ресторана на руку небольшое количество специальной жидкости, невидимой при обычном освещении, но люминесцирующей в ультрафиолете. Она имитировала инфекцию. Человек перемещался по заведению, брал специальными щипцами и ложкой еду на шведском столе. Когда через полчаса зал ресторана подсветили ультрафиолетом, «инфекция» обнаружилась на руках, тарелках, столовых приборах всех посетителей и персонала.
Этот эксперимент показывает обоснованность интуитивного недоверия современных людей к полумерам. Человек, привыкший жить в мире вакуумных упаковок, знающий, что внутри этих упаковок его ждет стерильная еда, предпочтет перекусить на ходу, купив что-то запакованное роботом на автоматической линии (шоколадный батончик, питьевой йогурт), чем добровольно лезть в «получистую» (то есть «грязную») зону. А деловую встречу сегодня уже легче назначить в Zoom, чем ехать в какое-то кафе на другой конец города.
Другие подтверждения этого тезиса получены уже не в ходе лабораторного эксперимента, а в реальной жизни:
В Белгородской области парикмахер заразил коронавирусом более 23 человек.
Американские туалеты в общественных местах стали настоящим камнем преткновения для снятия режима самоизоляции. Люди боятся, что смогут заразиться коронавирусом в тесных и грязных кабинках, поэтому в принципе отказываются посещать кафе и кинотеатры.
Все эти примеры показывают, что вернуться к массовому, не нишевому общепиту, удастся только в случае, если весь мир снова превратится в чистую зону.