Денис Мизунский – о поддержке сообщества, предпринимательской культуре и последствиях пандемии
Денис Мизунский – владелец компании Active, директор Школы мышления и проектирования «ПОИСК», член бизнес-клуба «РОСТ».
Компания Active, основанная в 2009 году, предоставляет услуги по бухгалтерскому аутсорсингу и финансовому консалтингу. Школа мышления и проектирования «ПОИСК» существует с конца 2020 года, она разрабатывает и запускает на российских предприятиях эффективную систему управления знаниями, рисками, ценностями и проектами.
Бизнес-клуб «РОСТ» – профессиональное сообщество предпринимателей, где каждый член клуба может получить поддержку единомышленников по любому вопросу. Миссия клуба – формирование новой предпринимательской культуры в нашей стране и устойчивое индивидуальное развитие предпринимателей.
С началом пандемии деятельность компании Active почти не изменилась: еще до введения режима самоизоляции она взаимодействовала с клиентами удаленно. По мнению Дениса Мизунского, дистанционные каналы связи помогают быстрее решать рабочие вопросы.
«Преимущество удаленного аутсорсинга в том, что можно работать из любого места. У нас есть клиенты из Москвы, Санкт-Петербурга, Мурманска. Когда мы строим финансовые модели, встреча с клиентом особо не нужна. Я понимаю, что вживую процесс может происходить эффективнее, но все это можно выстроить и в онлайне».
При отсутствии кардинальных изменений объем работы у команды Active увеличился. Денис Мизунский объясняет это введением мер господдержки: клиенты стали чаще обращаться по вопросам, связанным с получением субсидий. Однако стоимость услуг не изменилась. Для компании было важно поддержать клиентов, сохранив цены на прежнем уровне и предоставив возможность переноса сроков оплаты. Денис Мизунский придерживается стратегии выстраивания долгосрочных отношений с клиентами.
«Я не стремлюсь получить выгоду здесь и сейчас – мне интересны долгосрочные отношения как с клиентами, так и с сотрудниками. Поэтому в начале пандемии мы, конечно, очень подстраивались под клиентов. Если понимали, что дела у кого-то из них обстоят совсем плохо (например, у турагентства, у которого в первые месяцы пандемии не было ни оборота, ни выручки), то не требовали оплаты в срок. Некоторым вообще делали разовые скидки на услуги».
В конце 2020 года Денис Мизунский присоединился к Школе мышления и проектирования «ПОИСК» в качестве партнера и директора проекта. И к середине 2021 года команда Школы уже провела пробный курс для сотрудников средних учебных заведений.
Основные направления Школы мышления и проектирования «ПОИСК»
· Работа с представлениями, смыслами и ценностями (выявление предпринимательского мышления и внедрение бизнес-подхода в управленческую деятельность).
· Формирование навыков фасилитации, модерации и наставничества (выстраивание коммуникации и проведение работы в группах и сообществах).
В кризис бизнес-лидеры стараются объединиться, чтобы помочь друг другу. Многим руководителям справиться с трудностями помогла поддержка единомышленников. По словам Дениса Мизунского, сообщество предпринимателей не только оказывает моральную поддержку своим участникам, но и совместными усилиями помогает найти выход из любой ситуации. В пандемию встречи членов бизнес-клуба «РОСТ» были переведены в онлайн. Благодаря еженедельному общению участники могли регулярно делиться идеями и получать обратную связь от других представителей сообщества.
«Наш бизнес-клуб адаптировался к Zoom-встречам, которые проходят раз в неделю, мы работаем в мини-группах. В них есть представители гостиничного бизнеса, у которых в начале пандемии все было совсем печально. И когда несколько собственников бизнеса с разными взглядами и жизненным опытом разбирают эту ситуацию, получается некий мозговой штурм, запускается коллективное мышление и рождаются варианты управленческих решений, которые можно реализовать. Становится понятно, что безвыходных ситуаций не бывает».
По мнению Дениса Мизунского, в основе сообщества лежит доверие участников друг другу. В числе прочих тем предприниматели могут обсудить отношения с контрагентами и при помощи рекомендации или нужного контакта выйти на проверенных поставщиков.
«Мы уже на протяжении трех лет регулярно встречаемся, поскольку люди объединены общими интересами и доверяют друг другу. Участники дают честную обратную связь по решению задач и развитию бизнеса. Далеко не все люди готовы признавать свои ошибки, им проще винить во всем обстоятельства, контрагентов, кого-то еще. Не каждый способен сказать честно, что он сделал что-то не так. В клубе у нас создалось такое сообщество, где каждый может признавать свои ошибки».
Члены бизнес-клуба постоянно чему-то обучаются. Денис Мизунский отмечает, что на встречах часто выступают приглашенные эксперты. Это помогает предпринимателям приобретать новые знания и навыки, которые могут пригодиться в бизнесе.
Ключевой миссией бизнес-клуба «РОСТ» является формирование новой предпринимательской культуры в России, которая базируется на выстраивании отношений с клиентами. Денис Мизунский считает, что это требует определенных затрат или инвестиций, но в долгосрочной перспективе это оказывается выигрышной стратегией для бизнеса, так как формируется база постоянных клиентов. Однако, по его словам, некоторые бизнесмены стремятся лишь к извлечению максимальной прибыли здесь и сейчас и не готовы тратить ресурсы на улучшение качества продукта, которое повышает лояльность клиентов.
«Большинство моей клиентской базы по бухгалтерскому учету – люди, с которыми мы три-семь лет работаем вместе. По моим наблюдениям, западные компании, которые работают не одно поколение, выстраивают долгосрочные отношения с клиентами. А российские часто стремятся просто продать продукт, не задумываясь о том, захочется ли клиентам вернуться к ним. Я думаю, это в основном связано с менталитетом и предпринимательской культурой. Получается, что те, у кого отношения с клиентами строятся по принципу «купи – продай», зарабатывают больше тех, кто стремится к качеству».
Выбор того или иного подхода к ведению бизнеса во многом зависит от представлений предпринимателя об успехе. Денис Мизунский отмечает, что у каждого предпринимателя свое понимание успеха, который может выражаться в достижениях в разных сферах жизни.
«Мы спрашивали у предпринимателей, в чем для них заключается успех, и выяснили, что у каждого он выражается в чем-то своем. У кого-то – в деньгах, у кого-то – в семье, у кого-то – в образовании детей, а кому-то нравится делать качественный продукт и продавать его, чтобы клиенты были довольны. В общем, у всех по-разному».
Рассуждая о трендах в бизнес-среде, Денис Мизунский указывает на важность эмоций и человеческих отношений при взаимодействии с клиентами. Сравнивая представителей крупного и малого бизнеса в ретейле, он отмечает, что стоимость продукции зачастую не является решающим фактором выбора. Сейчас клиентам гораздо важнее получить опыт и впечатления, нежели сэкономить. Покупатели готовы увеличивать свои затраты ради комфортного взаимодействия с продавцами.
«Многие считают, что крупный ретейл – конкурент маленькому магазинчику. Но в маленькие магазины приходят не за тем, чтобы купить дешевле. Сейчас все больше покупают эмоции и нормальное человеческое отношение. Лично для меня важно, чтобы было комфортно, даже если это стоит дороже. Рынок меняется: теперь нужно выстраивать отношения с клиентом так, чтобы ему хотелось к вам вернуться».
По мнению Дениса Мизунского, одним из ярких трендов является цифровизация. Однако далеко не во всех государственных учреждениях рабочие процессы автоматизированы. Пандемия послужила толчком к внедрению цифровых технологий в государственные системы, однако потребуется время, чтобы их адаптировать.
«В нашем бизнесе почти все работает дистанционно. Документов, которые мы сами приносим в контролирующие органы или налоговую инспекцию, очень мало. Пандемия, конечно, ускорила цифровизацию, но опять же вопрос, готовы ли все наши системы, в том числе государственные, максимально быстро внедрить технологии, чтобы цифровизация была масштабной».
Трансформации, произошедшие с компаниями в пандемию, наложили отпечаток на психологическое состояние их руководителей. По словам Дениса Мизунского, умение справляться с негативными эмоциями и находить новые пути развития бизнеса во многом зависит от жизненной позиции человека. Одни связывают пандемию лишь с серьезными убытками, а другие воспринимают ее как полезный опыт, благодаря которому развивается умение адаптироваться к подобным ситуациям.
«Все зависит от моральной готовности человека к переменам: кто-то говорил, что ему было тяжело, а кто-то пытался адаптироваться – условно говоря, начал продавать маски. Человек может считать, что все плохо и ему должны помогать, а может пытаться что-то делать, тестировать разные гипотезы, двигаться дальше. В пандемию нужно самому себе задавать вопросы: что происходит, почему, как я к этому отношусь? Важно найти решение для аналогичных проблем, которые могут возникнуть в будущем».
Еще одним следствием пандемии стало изменение подхода к распределению денежных ресурсов в компаниях. По наблюдениям Дениса Мизунского, к началу кризиса некоторые клиенты не имели финансовых ресурсов, что во многом отразилось на положении дел в бизнесе и на скорости его восстановления. Владелец компании Active отмечает, что крупный бизнес зачастую прибегает к услугам опытных финансовых консультантов, чтобы эффективно управлять ресурсами. В пандемию представители малого и среднего бизнеса также осознали важность грамотного распределения денежных средств, поэтому сфера финансового консалтинга стала более востребованной.
«С началом пандемии стало понятно, что многие предприниматели не создавали подушку безопасности. В период самоизоляции у них не было ни клиентов, ни выручки – зарплату платить было нечем. Таких историй много. Представители малого бизнеса очень часто не ведут ни учет, ни подсчет – управление компанией происходит на интуитивном уровне. Но я считаю, что очень важно управлять бизнесом именно через показатели».
С началом пандемии, несмотря на введение ограничений, работа финансовой компании Active почти не изменилась. Учитывая, что еще до режима самоизоляции деятельность компании была сосредоточена в онлайне. Более существенное влияние коронакризис оказал на клиентов организации, многие из которых потеряли доход. Компания Active всегда старалась выстраивать долгосрочные отношения с клиентами, поэтому в тяжелое время не изменила стоимость услуг и предоставила некоторым из них отсрочку по платежам. Денис Мизунский отмечает, что в долгосрочной перспективе эта стратегия оказывается выигрышной, так как формируется база постоянных клиентов. В этом и заключается новая предпринимательская культура – бизнесмены стремятся не к извлечению сиюминутной выгоды, а готовы тратить ресурсы на улучшение качества продукта, тем самым повышая лояльность клиентов.
По мнению Дениса Мизунского, сильную моральную поддержку во время кризиса оказало сообщество предпринимателей бизнес-клуба «РОСТ». Благодаря еженедельным встречам в Zoom, его участники могли получать обратную связь от единомышленников и совместными усилиями найти выходы из трудных ситуаций.
Руководитель финансовой компании «Перспектива»: «Кризис несет не только опасности, но и возможности»