• к-Темы
  • 09.09.21

Руководитель финансовой компании «Перспектива»: «Кризис несет не только опасности, но и возможности»

Николай Астафьев – о росте объема работы, поддержании здоровья сотрудников и клиентском бизнесе

qr-code
Руководитель финансовой компании «Перспектива»: «Кризис несет не только опасности, но и возможности»

Финансовая компания «Перспектива» оказывает бухгалтерскую и консалтинговую поддержку. Расположена в Санкт-Петербурге. Основные клиенты – предприятия малого и среднего бизнеса из строительной, медицинской, транспортной сфер, а также сфер производства и розничной торговли.

Изменения в пандемию: новые запросы от клиентов

По данным исследования сервиса «Зарплата.ру», возможность работать удаленно становится для соискателей одним из определяющих факторов при выборе компании.

С началом пандемии, несмотря на введение ограничений, работа «Перспективы» почти не изменилась. По словам руководителя компании, еще до режима самоизоляции сотрудники имели возможность несколько дней в месяц работать из дома. Николай Астафьев отмечает, что удаленка отчасти мотивирует команду, не снижая при этом эффективности работы.

«Возможность иногда поработать удаленно, параллельно занимаясь личными делами, мотивирует сотрудников. Условно говоря, можно съездить в поликлинику на два-три часа, а затем снова вернуться к выполнению рабочих задач».

О влиянии пандемии на кадровые решения и организацию труда читайте в исследовательском комментарии «Новые трудовые будни: как пандемия изменила кадровую политику компаний».

Маркетплейс – платформа электронной коммерции, предоставляющая информацию о продуктах или услугах третьих лиц.

Сравнивая нынешний объем работы с тем, что был до пандемии, руководитель «Перспективы» указывает на возросшее количество задач. По словам Николая Астафьева, со стороны клиентов появились новые запросы, поэтому сотрудникам теперь требуется больше времени на поиск актуальной информации и проработку решений. Наиболее популярные вопросы, с которыми обращались клиенты за последний год, касались работы на маркетплейсах. Хотя такие запросы для сотрудников «Перспективы» не в новинку, сейчас им приходится тщательнее отслеживать изменения и глубже погружаться в нюансы работы.

«В период самоизоляции мы работали больше, чем до пандемии. Связано это было с тем, что клиенты ставили нам иные задачи, которые приходилось разбирать, искать пути решения. Специфика нашей работы такова, что мы постоянно отслеживаем изменения в законодательстве, в налогообложении. Кроме того, за все консультации мы несем ответственность, в том числе финансовую, если по итогам нашей работы клиент понесет убытки».

Забота о здоровье сотрудников

В начале пандемии перед руководством «Перспективы» встала задача обеспечения безопасности сотрудников, защиты их здоровья. До полноценного перехода на удаленный режим компания за собственный счет раз в две недели направляла работников на сдачу анализов на ковид. Это позволяло фиксировать заражения и предотвращать распространение вируса.

О том, как пандемия обозначила важность инвестиций в здоровье персонала, читайте в исследовательском комментарии «Корпоративный иммунитет: какие практики применяют работодатели для укрепления здоровья сотрудников».

В январе 2021 года в нашей стране стартовала массовая вакцинация от коронавируса. В Санкт-Петербурге вакцинация не менее 80% сотрудников с 1 октября станет обязательным условием работы для компаний определенных сфер. Деятельность «Перспективы» не попадает под эти требования, но руководитель компании подчеркивает важность коллективного иммунитета и старается личным примером мотивировать сотрудников прививаться. По мнению Николая Астафьева, ключевая роль в формировании отношения к вакцинации отводится лидеру команды.

«Для меня было показателем, что дочь нашего президента одна из первых прошла вакцинацию от коронавируса. То есть, если ты говоришь, что надо прививаться, значит привейся сам и тем самым подай пример. У нас вся семья переболела, начиная с младшего. И потом, когда уровень антител начал снижаться, мы с супругой привились».

Об отношении россиян к вакцинации от коронавируса читайте в материале «Драматургия массовой вакцинации».

В пандемию руководство «Перспективы» уделяло внимание не только физическому, но и моральному состоянию членов команды. Николай Астафьев признает, что внутри коллектива увеличилась доля неформального общения, которое создавало позитивную рабочую атмосферу.

Басис Юлия Ильинична, управляющий партнер

1/4

Басис Юлия Ильинична, управляющий партнер

Состояние бизнеса у клиентов

Период самоизоляции негативно отразился на деятельности многих клиентов «Перспективы»: треть из них приостановила работу. Некоторые из клиентов обратились к компании с просьбой снизить цены на услуги. В ответ «Перспектива» предоставила им скидки на период действия жестких ограничений.

«Среди наших клиентов, к примеру, есть художница, которая занимается оформлением ресторанов, баров. Ее бизнес просел, и она попросила скидку. Также скидку попросил клиент, который занимается продажей пребиотиков и БАД – у них тоже было небольшое проседание. Еще двоим клиентам мы тоже дали небольшие скидки на время режима самоизоляции. Когда ограничения начали ослаблять, мы вернулись к прайс-листу, который был до пандемии».

Однако кризис – это не только серьезные риски, но и возможность найти новые идеи для повышения устойчивости бизнеса. По словам Николая Астафьева, в пандемию некоторые клиенты компании решили продолжить работу и стали искать дополнительные возможности для развития. Им удалось не только поддержать бизнес-процессы, но и запустить новые направления в онлайне.

«Есть среди наших клиентов – компания, которая производит и продает женскую обувь. Она периодически имела дебиторскую задолженность перед нами. Когда объявили режим самоизоляции, представители компании пришли и начали рассказывать, что продажи упали, магазины обуви закрылись, люди редко выходят из дома и что-то покупают. Мы им ответили, что у нас есть клиент, который занимается продажей верхней одежды через маркетплейсы. На этом примере мы показали, что люди умеют работать и развивать бизнес даже в сложные времена. В общем, направили производителей обуви на путь интернет-торговли. У них как раз появилось время на то, чтобы освоить новые направления, вникнуть в тонкости работы с маркетплейсами».

Продолжая рассказ о состоянии бизнеса у клиентов, Николай Астафьев привел в пример рекламно-производственную компанию, которой удалось не просто удержаться на плаву, но и расшириться. Многие рекламные агентства, не пережив периода ограничений, были вынуждены закрыться. Однако компания – клиент «Перспективы» устояла. Кроме того, на фоне снижения конкуренции количество заказов у нее возросло, поэтому на работу были приняты новые сотрудники.

«Рынок рекламы и выставок в начале пандемии очень сильно просел, и многие игроки с него ушли. А у нашего клиента, рекламно-производственной компании, видимо, была финансовая подушка безопасности, потому что компания смогла не только удержаться, но и увеличить число клиентов. Ей также удалось воспользоваться программой господдержки, по которой можно получить кредиты беспроцентно, если в течение определенного времени не сокращать штат. А эта компания не только не уволила сотрудников, но и набрала новых, потому что после снятия ограничений многие увеличили расходы на маркетинг и рынок начал восстанавливаться. Получается, что этому нашему клиенту кризис помог».

Уроки пандемии и планы на будущее

Для руководства компании «Перспектива» пандемия стала поводом переосмыслить отношения с клиентами. По словам Николая Астафьева, раньше взаимодействие с ними предполагало полную включенность в их проблемы. Теперь клиентам дали понять, что решение проблем бизнеса находиться в их личной зоне ответственности. Это стимулировало многих предпринимателей решительнее действовать в кризис.

«Раньше с клиентами мы носились как с детьми. Теперь научились им говорить, мол, ребята, вот удочка, вот озеро – идите, ловите рыбу. Мы поможем вам с бухгалтерским учетом, проконсультируем по налогообложению, но не надо говорить, что все встало. Кризис – у вас в головах. Потому что кризис несет не только опасности, но и возможности».

В ближайшем будущем «Перспектива» не планирует наращивать клиентскую базу. Николай Астафьев убежден, что увеличение числа клиентов может привести к снижению качества услуг в силу ограниченных ресурсов компании. По его словам, отличительной особенностью «Перспективы» является индивидуальный подход к клиенту. Поэтому компания не стремится к масштабированию, а делает акцент на качестве услуг.

«Многие компании хотят расти и развиваться. Это логично и правильно. Но у всех есть некий потолок, выше которого не прыгнуть. Мы уже подходим к своему порогу – у нас порядка 60 клиентов. А если их станет больше, допустим, 70–80, мы не сможем дать каждому качественную консультацию – надо будет привлекать сторонних экспертов. Скажем так, до масштабирования мы еще не доросли. Для нас главное – качество. Мы проводим в основном индивидуальное консультирование, может быть поэтому нас и выбирают клиенты».

Комментарий исследователя

Пандемия почти не отразилась на деятельности финансовой компании «Перспектива». Даже опыт дистанционной работы для сотрудников оказался не новым, поскольку удаленка практиковалась и раньше.

Более существенное влияние коронакризис оказал на клиентов компании, подтолкнув их к внедрению новых бизнес-процессов. Освоение онлайн-практик было в большей степени вынужденной мерой, однако это открыло для компаний-клиентов новые возможности и пути развития.

В связи с переходом некоторых клиентов в онлайн изменился и характер их запросов. Это стимулировало команду «Перспективы» быть более гибкой: ей пришлось адаптировать работу под новые задачи клиентов, отслеживать актуальные изменения, усваивать новую информацию. Адаптивность и индивидуальный подход к клиентам, по словам Николая Астафьева, стали ключевыми факторами выживания компании в кризис.

Особое внимание руководство «Перспективы» уделяло состоянию здоровья сотрудников. В начале пандемии были приняты меры по недопущению распространения инфекции на рабочих местах. В интервью Николай Астафьев подчеркнул, что лидеры команд во многом создают ориентир для сотрудников, в том числе в отношении к здоровью. Понимая важность коллективного иммунитета, руководитель старается на собственном примере показать необходимость вакцинации, несмотря на то что она не является обязательной для сферы деятельности его компании.

Екатерина Никифорова, дата проведения интервью: 24.06.2021

Поделитесь публикацией

  • 0
  • 0
  • 0
© 2021 ФОМ