Обзор основных тезисов докладов и дискуссии
Седьмая сессия мараФОМа, состоявшаяся 24 июня, была посвящена обсуждению последствий пандемии для россиян. Она проводилась в гибридном формате – часть ее участников присутствовала в зале ФОМа, а часть присоединилась по Zoom.
В фокусе внимания сессии оказались вопросы влияния пандемии на кредитное, сберегательное и потребительское поведение россиян, неравенства, а также горизонты планирования.
Эксперты ФОМа Людмила Преснякова и Наталья Гашенина представили видеоДоклад «Люди, деньги, кризисы. Как россияне переживали экономические последствия пандемического кризиса» с результатами годовых наблюдений. В нем описаны четыре фазы восприятия пандемического кризиса, специфика его влияния на материальное положение разных социальных групп, особенности переживания кризиса работниками частных и государственных предприятий. Отдельное внимание уделено изменению потребительского поведения россиян.
«Парадоксально, связывание спроса и невозможность привычных трат в какой-то мере смягчили последствия падения доходов на фоне пандемии. Россиянам удалось сэкономить, пусть и вынужденно, и для кого-то это стало спасением на фоне проблем, связанных с потерей работы и зарплаты. А те, у кого изначально были финансовый запас и достаточно высокий уровень доходов, оказались вообще в очень благоприятной ситуации – они смогли сэкономить и увеличить свои сбережения».
Людмила Преснякова, ФОМ
Смотреть видеоДоклад ФОМ: 03:54
После видеоДоклада Наталья Гашенина привела результаты наиболее свежих, июньских, замеров. Она сообщила, что до начала третьей волны пандемии измеряемые ФОМом индексы экономических ухудшений и опасений находились на минимальных значениях за время пандемии, а после резкого ухудшения эпидемиологической обстановки вернулись к уровням зимы – начала весны этого года.
«То есть рост заболеваемости влияет на общее восприятие того, что происходит, а это общее восприятие влияет на оценки экономических показателей».
Наталья Гашенина, ФОМ
Смотреть выступление Натальи Гашениной: 16:42
В свою очередь, заместитель генерального директора Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Олег Солнцев отметил, что даже при самых пессимистичных обстоятельствах люди тратят вместо того, чтобы сберегать. Кроме того, он рассказал об особенностях сберегательного и кредитного поведения россиян в кризис и о значительном приросте наличных денег на руках у населения.
«Такое ощущение, что люди потребляют как в последний раз».
Олег Солнцев, ЦМАКП
Смотреть выступление Олега Солнцева: 21:25
Вице-президент КРОС и эксперт НИФИ Минфина России Максим Кваша заметил, что отмеченные Олегом Солнцевым тенденции, особенно уход в «серую зону» и рост уклонения от уплаты налогов, о котором говорит прирост наличности на руках у населения, свидетельствуют об усилении рискованного финансового поведения россиян в кризис.
Директор Центра исследования финансовых технологий и цифровой экономики СКОЛКОВО-РЭШ Олег Шибанов отметил, что большинство россиян пользуются безналичными формами оплаты и пандемия стала дополнительным драйвером цифровизации платежного поведения. По его мнению, население довольно рационально использует такие формы платежей: рассчитывает выгоду от того или иного типа карт и кешбэков. Однако для финансового поведения россиян характерен стиль «ЖОР» («живем один раз»), то есть акцент на сиюминутное потребление, а не на долгосрочные стратегии.
«Мы рациональны, мы делаем все оптимальным образом, но так как наши горизонты схлопнулись, неопределенность огромная, мы хотим просто попытаться существовать в тех условиях, в которых существуем».
Олег Шибанов (СКОЛКОВО-РЭШ)
Смотреть выступление Олега Шибанова: 54:09
Проблему сокращения у населения горизонтов планирования, особенно пенсионного, подняла в своем выступлении заместитель директора Института социальной политики НИУ ВШЭ Оксана Синявская. Она отметила, что потребительские настроения и стратегии изменились к худшему еще после предыдущего кризиса, а годы стагнации доходов привели к постепенному исчерпанию «запаса прочности» и в настроениях, и в материальном положении населения. Из долгосрочных последствий пандемического кризиса Оксана Синявская выделяет рост неравенства и снижение рациональности финансового поведения.
«Возросла доля тех, кто говорит, что не задумывается о том, на что жить в старости, в том числе в предпенсионных возрастах. Человеку через год, два, пять выходить на пенсию, а он говорит, что он не задумывается о том, на что ему жить».
Оксана Синявская (НИУ ВШЭ)
Смотреть выступление Оксаны Синявской: 38:54
Еще два эксперта рассуждали об изменениях кредитного поведения из-за пандемии. Заместитель директора по маркетингу Национального бюро кредитных историй Владимир Шикин отметил резкое падение количества заявок на получение кредитов и займов от частных лиц в марте 2020 года – тогда первыми свою кредитную активность снизили заемщики с высоким персональным кредитным рейтингом, они поняли всю неопределенность ситуации и предпочли расплачиваться по существующим кредитам, а не брать новые.
«В краткосрочной перспективе будут битва за хороших заемщиков и поощрения заемщиков с высоким значением персонального кредитного рейтинга».
Владимир Шикин (НБКИ)
Смотреть выступление Владимира Шикина: 54:09
Президент саморегулирующейся организации «НАПКА» и председатель совета саморегулирующейся организации «МиР» Эльман Мехтиев рассказал, что заемщики микрофинансовых организаций в пандемию повели себя грамотно. Заемщики, даже малообеспеченные, увидевшие на фоне локдаунов и связывания потребления, что у них остаются деньги, решили эти средства направить на покрытие долгов по микрокредитам.
«В год пандемии обещания оплатить у тех, кто ответственно относится к своим долгам, должны были упасть, но нет – они выросли. Мало того что выросли обещания оплатить в 2020 году, выросли и выплаты по долгам, по которым были обещания в 2020 году.
Эльман Мехтиев (СРО «НАПКА», СРО «МиР»)
Смотреть выступление Эльмана Мехтиева 1:17:16
Руководитель направления «Инновации и цифровые технологии» бизнес-школы «СКОЛКОВО» Владимир Коровкин акцентировал внимание на неэкономической природе пандемического кризиса, сравнив его с войной. Он предположил, что победа в этой «войне», выход из пандемии с ощущением победы может стимулировать новый потребительский бум.
«Войны начинаются, как правило, в период растущей экономики, а когда они заканчиваются, по крайней мере, в тех странах, которые победили, начинается потребительский бум».
Владимир Коровкин («СКОЛКОВО»)
Смотреть реплику Владимира Коровкина: 1:35:40
После представленных докладов и выступлений состоялась дискуссия, в ходе которой участники сессии обсуждали, насколько устойчивыми будут изменения, вызванные пандемией, и каким общество выйдет из нее.
Олег Солнцев предложил гипотезу о новом типе экономической рациональности – «нащупывании нового будущего», в котором привычные потребительские стратегии будут сочетаться с освоением новых финансовых и инвестиционных инструментов. Людмила Преснякова сравнила экономический кризис с кризисом возрастным, когда человек на определенном этапе, проходя через трудности, осваивает новые навыки, а Максим Кваша назвал кризис всеобщим образованием. Виктор Шикин предположил, что рост ответственности заемщиков будет стимулировать развитие отраслей финансового рынка, основанных на доверии (кредитование, страхование и др.). Оксана Синявская заметила, что настроения общества на выходе из пандемического кризиса будут зависеть от экономического роста: если его не будет, то может произойти усиление патерналистских установок.
В заключение дискуссии Людмила Преснякова предположила, что общество будет все больше сегментироваться. А президент ФОМа Александр Ослон отметил, что коронавирус усилил ранее наметившиеся тренды на дифференциацию и поляризацию общества, для изучения которых нужна новая исследовательская оптика, один из вариантов которой – исследовательский Проект коронаФОМ.
Смотреть дискуссию: 1:31:05
Читайте подробный рассказ о выступлениях участников сессии, смотрите доклады и презентации