• к-Темы
  • 16.11.20

Индекс потребительских настроений: октябрь

Как меняются ИПН и его компоненты

В октябре потребительские настроения россиян снова пошли вниз, особенно ухудшились ожидания относительного будущего экономики страны. Вероятно, люди опасаются нового локдауна на фоне пандемии.

Приведены результаты квартирных опросов ООО «инФОМ», проведенных по заказу Банка России. Полные отчеты с результатами измерений доступны на сайте Банка России. 

Индексу потребительских настроений не удалось удержаться в октябре на достигнутом месяцем ранее уровне, и он снова снизился – на 2 пункта, до 87 пунктов. Это обусловлено ухудшением ожиданий россиян: соответствующий индекс снизился на 5 пунктов, до 91 пункта. Индекс текущих оценок не изменился (80 пунктов), но остается еще более негативным, чем ожидания.

Сильнее всего ухудшились ожидания россиян относительно ситуации в экономике страны – как в годовой (снижение на 8 пунктов, до 84 пунктов), так и в пятилетней (снижение на 5 пунктов, до 94) перспективе. Судя по тому, что остальные субиндексы ИПН практически не изменились, упомянутые выше ухудшения объясняются страхом перед возможным повторением локдауна из-за второй волны пандемии коронавируса.  

Индекс потребительских настроений ощутимо варьируется в разных социальных группах. ИПН выше среди более молодых (которые в принципе более оптимистично смотрят на жизнь), более обеспеченных россиян (в группах тех, кому хватает денег на бытовую технику и более дорогие приобретения, ИПН даже находится в позитивной зоне).

Заметно хуже потребительские настроения среди женщин, людей среднего и старшего возрастов и, что вполне ожидаемо, менее обеспеченных респондентов. Парадоксально, но в селах потребительские настроения лучше, чем в мегаполисах и крупных городах. Судя по всему, в городах выше тревожность относительно будущего, обусловленная именно ситуацией с пандемией: опасениями закрытия бизнесов и потери работы. В то время как в селах даже весенняя волна эпидемии коронавируса переживалась немного легче, чем в крупных городах.

_______________

Источник данных: 

1–92-я волны опроса «Измерение инфляционных ожиданий и потребительских настроений на основе опросов населения» (метод - интервью по месту жительства в режиме «face-to-face»), выполненных по заказу Банка России. В каждом опросе – не менее 2000 респондентов, 105 населенных пунктов в 55 субъектах РФ. Статистическая погрешность в каждом опросе не превышает 3,3%. 

____  

Индекс потребительских настроений (ИПН) – комплексный показатель, отражающий экономические настроения населения, строится по методике CSI (Consumer Sentiment Index), разработанной в Мичиганском университете. Он демонстрирует, как потребители оценивают ситуацию в экономике и изменение своего уровня жизни, а также их ожидания, связанные с данными показателями в будущем. ИПН позволяет прогнозировать изменение потребительского спроса и, как следствие, экономический рост. Его значения в позитивной зоне (более 100 баллов) отражают уверенность потребителей и их готовность тратить деньги, в негативной зоне (менее 100 баллов) свидетельствуют об ухудшении ситуации в экономике.   

Российская методика измерения ИПН разработана Фондом «Содействие развитию и построению Индекса потребительских настроений» (Ибрагимова Д.Х., Николаенко С.А. Индекс потребительских настроений. Независимый институт социальной политики. – М.: Поматур, 2005). С ней также можно ознакомиться в публикациях ФОМ.   

Людмила Преснякова

Поделитесь публикацией

© 2024 ФОМ