• к-Темы
  • 27.10.21

Индекс потребительских настроений: октябрь 2021 года

Как изменились ИПН и его компоненты

В октябре тренды, связанные с экономическими настроениями россиян, после недавнего роста развернулись. Индекс потребительских настроений снизился до 88 пунктов, ухудшились оценки текущей ситуации и ожидания – последние и вовсе вернулись в негативную зону.

Приведены результаты квартирных опросов ООО «инФОМ», проведенных по заказу Банка России. Полные отчеты с результатами измерений доступны на сайте Банка России. 

Экономический оптимизм россиян, который отмечался нами в августовском и сентябрьском опросах, выполненных по заказу Банка России, к октябрю 2021 года исчерпал свой потенциал: настроения снова начали ухудшаться.

ИПН упал за месяц на 5 единиц, до 88 пунктов. Все его составляющие тоже снизились, притом что многие месяц назад достигли локальных максимумов.

Субиндекс ожиданий (94 пункта) упал сильнее, чем субиндекс оценок текущей ситуации (80 пунктов): на 6 единиц против 3. Он снова вернулся в отрицательную зону, хотя и продолжает быть выше, чем индекс оценок.

Из отдельных составляющих ИПН сильнее всего (на 7 единиц) снизился индекс ожиданий относительно развития страны в ближайший год (94 пункта). На 6 единиц сократился показатель ожиданий относительно динамики материального положения через год (95 пунктов). Индекс оценки развития страны в пятилетней перспективе потерял 5 единиц и составил 93 пункта.

Индекс крупных покупок снизился на 4 единицы, до 81 пункта.

В наименьшей степени пострадал индекс оценки изменения материального положения за прошедший год (минус 2 единицы, 78 пунктов). Он, как и раньше, продолжает оставаться минимальным по сравнению с остальными составляющими ИПН.

Причины начавшегося ухудшения потребительских настроений россиян понятны: снова увеличивается заболеваемость ковидом (причем показатели бьют рекорды), материальная поддержка от государства (выплаты пенсионерам, семьям с детьми и работникам силовых структур) уже потрачена, инфляция раскручивается, а впереди – Новый год и новый ожидаемый виток роста цен.

Однако покупательское поведение россиян пока не успело отреагировать на отмеченную выше тревогу: доля совершавших крупные покупки в октябре почти не изменилась (58%). Нет пока значимых изменений и по статьям расходов.

_______

*Приведены варианты ответов, набравшие в последнем опросе 7% и более.

________________

Источник данных: 1–104-я волны исследования «Измерение инфляционных ожиданий и потребительских настроений на основе опросов населения», выполненного по заказу Банка России. Метод опроса интервью по месту жительства в режиме face-to-face. В каждом опросе не менее 2000 респондентов, 105 населенных пунктов в 55 субъектах РФ. Статистическая погрешность в каждом опросе не превышает 3,3%. 

______

Данные для графиков взяты со страницы «данные за все годы» таблицы по 104 опросу населения (октябрь 2021), выполненного ООО «инФОМ» в октябре 2021 года по заказу Банка России и опубликованной на сайте Банка России в разделе «Инфляционные ожидания», в рубрике «Статистические данные». Дата обращения: 22 октября 2021 года. 

______

Индекс потребительских настроений (ИПН) – комплексный показатель, отражающий экономические настроения населения, строится по методике CSI (Consumer Sentiment Index), разработанной в Мичиганском университетеОн демонстрирует, как потребители оценивают ситуацию в экономике и изменение своего уровня жизни, а также их ожидания, связанные с данными показателями в будущем. ИПН позволяет прогнозировать изменение потребительского спроса и, как следствие, экономический рост. Его значения в позитивной зоне (более 100 баллов) отражают уверенность потребителей и их готовность тратить деньги, в негативной зоне (менее 100 баллов) свидетельствуют об ухудшении ситуации в экономике. 

Российская методика измерения ИПН разработана Фондом «Содействие развитию и построению Индекса потребительских настроений» (Ибрагимова Д. Х., Николаенко С. А. Индекс потребительских настроений. Независимый институт социальной политики. – М.: Поматур, 2005). С ней также можно ознакомиться в публикациях ФОМа.

Людмила Преснякова

Поделитесь публикацией

© 2024 ФОМ