Что происходит с ИПН и его составляющими
В сентябре экономические настроения россиян восстанавливаются после летнего падения: Индекс потребительских настроений вырос до 93 пунктов, он и большинство его компонент достигли максимума за время пандемических измерений
Приведены результаты квартирных опросов ООО «инФОМ», проведенных по заказу Банка России. Полные отчеты с результатами измерений доступны на сайте Банка России.
Июльское ухудшение потребительских настроений россиян начало компенсироваться уже в августе, а в сентябре началось их уверенное улучшение.
ИПН за месяц вырос на 4 единицы и достиг значения в 93 пункта – это максимум за все время пандемических измерений и немногим меньше допандемических. Практически все его составляющие также выросли до локальных максимумов.
Субиндекс ожиданий вырос на 5 единиц и достиг нейтрального значения в 100 пунктов. Он уже вплотную приблизился к допандемическим значениям. Субиндекс оценок увеличился не так заметно (на 3 единицы) и пока продолжает сильно отставать (83 пункта) от ожиданий и от допандемических значений.
Из отдельных составляющих заметнее всего (на 10 единиц) вырос индекс ожиданий относительно развития страны в ближайший год (101 пункт). Он вышел в позитивную зону и единственный вернулся на допандемический уровень. Индекс ожиданий в пятилетней перспективе вырос на 4 единицы (98 пунктов). Он также приблизился к значениям марта 2020 года, однако остается ниже своих локальных максимумов, зафиксированных в феврале 2021 года.
Индекс оценки изменения материального положения за прошедший год вырос на 3 единицы, до 80 пунктов. Это самое высокое его значение за время пандемии, но показатель все еще заметно ниже допандемического.
Индекс ожиданий относительно динамики материального положения через год вырос всего на 2 единицы, однако это позволило ему пересечь границу между негативной и позитивной зонами и достичь уровня в 101 пункт. Это ниже, чем до пандемии, но уже примерно на уровне весны нынешнего года.
Индекс крупных покупок прибавил 3 единицы и достиг своего локального максимума в 85 пунктов. Впрочем, до значений марта 2020 года ему еще далеко.
Улучшение потребительских настроений, наблюдающееся второй месяц подряд, сказалось и на покупательском поведении россиян. Люди стали активнее совершать крупные траты, в том числе на ремонт и отпуск, а в сентябре – еще и на сборы детей в школу. Всего крупные расходы совершали 59% наших сограждан – почти столько же, сколько год назад, в августе 2020 года, когда люди «расслабились» после первой волны эпидемии ковида и стали постепенно возвращаться к привычным потребительским практикам. Это возвращение приостановилось на фоне второй волны и, как показывают наши данные, снова восстановилось уже к началу осени 2021 года.
_____
*Приведены варианты ответов, набравшие в последнем опросе 8% и более.
_______________
Источник данных: 1–103-я волны исследования «Измерение инфляционных ожиданий и потребительских настроений на основе опросов населения», выполненного по заказу Банка России. Метод опроса – интервью по месту жительства в режиме face-to-face. В каждом опросе – не менее 2000 респондентов, 105 населенных пунктов в 55 субъектах РФ. Статистическая погрешность в каждом опросе не превышает 3,3%.
_____
Индекс потребительских настроений (ИПН) – комплексный показатель, отражающий экономические настроения населения, строится по методике CSI (Consumer Sentiment Index), разработанной в Мичиганском университете. Он демонстрирует, как потребители оценивают ситуацию в экономике и изменение своего уровня жизни, а также их ожидания, связанные с данными показателями в будущем. ИПН позволяет прогнозировать изменение потребительского спроса и, как следствие, экономический рост. Его значения в позитивной зоне (более 100 баллов) отражают уверенность потребителей и их готовность тратить деньги, в негативной зоне (менее 100 баллов) свидетельствуют об ухудшении ситуации в экономике.
Российская методика измерения ИПН разработана Фондом «Содействие развитию и построению Индекса потребительских настроений» (Ибрагимова Д. Х., Николаенко С. А. Индекс потребительских настроений. Независимый институт социальной политики. – М.: Поматур, 2005). С ней также можно ознакомиться в публикациях ФОМа.