• к-Темы
  • 30.08.21

Индекс потребительских настроений: август

Динамика ИПН и его компонент

qr-code
Индекс потребительских настроений: август

После резкого июльского падения значение ИПН выросло на 4 пункта – до 89 пунктов. Увеличились и все составляющие индекса, однако ни один показатель пока не вернулся к уровню июня.

Приведены результаты квартирных опросов ООО «инФОМ», проведенных по заказу Банка России. Полные отчеты с результатами измерений доступны на сайте Банка России. 

В августе по сравнению с июлем значение Индекса потребительских настроений выросло на 4 пункта (до 89 пунктов), но до июньского уровня еще не поднялось (как и значения всех компонент ИПН). Августовский рост во многом обусловлен замедлением инфляции в конце лета и, как следствие, снижением инфляционных ожиданий*. Определенную роль сыграло и снижение заболеваемости коронавирусом в России.

Основным драйвером роста ИПН стали ожидания: субиндекс ожиданий вырос на 5 пунктов (до 95 пунктов). Все его компоненты также продемонстрировали позитивные сдвиги: индекс оценки перспектив развития страны в ближайший год поднялся на 5 пунктов (до 91 пункта), индекс оценки перспектив развития страны в ближайшие 5 лет – на 4 пункта (до 94 пунктов), индекс ожидания изменения личного материального положения в ближайший год – на 5 пунктов (до 77 пунктов). Последний сильнее других показателей отстает от июньских значений (на 7 пунктов).

Оценки текущего состояния также улучшились, хотя и в меньшей степени: субиндекс текущего состояния – на 3 пункта (до 80 пунктов), а его компоненты – индекс оценки изменения личного материального положения за последний год и индекс крупных покупок – на 2 пункта (до 77 пунктов) и 4 пункта (до 82 пунктов) соответственно.

Улучшение потребительских настроений сопровождается ростом потребительской активности. Доля совершавших крупные покупки выросла до 56%. В сравнении с июлем изменение не превысило статистической погрешности, однако показатель можно считать довольно высоким – он на 5 пунктов превышает показатель годичной давности, а с начала пандемии выше он был только в сентябре – ноябре 2020 года (56–58%).

См. отчет ООО «инФОМ»  по результатам 102-й волны исследования «Измерение инфляционных ожиданий и потребительских настроений на основе опросов населения».

________________

Источник данных

1–102-я волны исследования «Измерение инфляционных ожиданий и потребительских настроений на основе опросов населения», выполненного по заказу Банка России. Метод опроса интервью по месту жительства в режиме face-to-face. В каждом опросе не менее 2000 респондентов, 105 населенных пунктов в 55 субъектах РФ. Статистическая погрешность в каждом опросе не превышает 3,3%. 

________________

Индекс потребительских настроений (ИПН) – комплексный показатель, отражающий экономические настроения населения, строится по методике CSI (Consumer Sentiment Index), разработанной в Мичиганском университетеОн демонстрирует, как потребители оценивают ситуацию в экономике и изменение своего уровня жизни, а также их ожидания, связанные с данными показателями в будущем. ИПН позволяет прогнозировать изменение потребительского спроса и, как следствие, экономический рост. Его значения в позитивной зоне (более 100 баллов) отражают уверенность потребителей и их готовность тратить деньги, в негативной зоне (менее 100 баллов) свидетельствуют об ухудшении ситуации в экономике. 

Российская методика измерения ИПН разработана Фондом «Содействие развитию и построению Индекса потребительских настроений» (Ибрагимова Д. Х., Николаенко С. А. Индекс потребительских настроений. Независимый институт социальной политики. – М.: Поматур, 2005). С ней также можно ознакомиться в публикациях ФОМа.

Наталья Гашенина

Поделитесь публикацией

  • 0
  • 0
  • 0
© 2021 ФОМ