Как изменились ИПН и его компоненты
В июле потребительские настроения россиян резко ухудшились: ИПН упал с 91 до 84 пунктов, снизились и все его субагрегаты, причем некоторые – значительно.
Приведены результаты квартирных опросов ООО «инФОМ», проведенных по заказу Банка России. Полные отчеты с результатами измерений доступны на сайте Банка России.
Приход третьей волны коронавируса в Россию не мог не сказаться на потребительских настроениях населения, которые и без того до сих пор не вернулись на допандемический уровень. Индекс потребительских настроений обрушился по сравнению с июнем на 7 пунктов и составил 84 пункта из 200 возможных. Показатель приближается к минимуму второй волны (81 пункт), зафиксированному в ноябре 2020 года, а также к уровням августа 2015-го и мая-июня 2016 года.
Снизились и все составляющие ИПН, однако масштаб их снижения различается. Так, индекс ожиданий (90 пунктов) упал сильнее, нежели индекс текущих оценок (76 пунктов): здесь снижение на 8 и 5 пунктов соответственно. При этом ожидания остаются немного более оптимистичными, нежели оценки текущей ситуации.
Сильнее всего просел индекс ожиданий относительно развития страны в ближайший год – на 13 пунктов, до 86 пунктов. Всего месяц назад он почти достиг границы, отделяющей негативную зону от позитивной.
Еще три индекса сократились на 6 пунктов каждый. Индекс ожиданий в пятилетней перспективе снизился до 90 пунктов, индекс ожиданий относительно динамики материального положения через год (месяц назад он также был в районе границы между негативной и позитивной зонами) – до 94 пунктов, индекс крупных покупок – до 78 пунктов.
Менее всего «пострадал» индекс оценки изменения материального положения за прошедший год – он снизился на 3 пункта, до 75 пунктов. Однако этот показатель и так почти всегда находится на самом низком уровне по сравнению с остальными субагрегатами, составляющими ИПН.
Стоит отменить, что резкое снижение настроений потребителей пока не отразилось на их покупательной активности. Доля совершивших крупные покупки за прошедший квартал в июле практически не отличалась от соответствующего показателя июня и составила 54%. Аналитики проекта Сбериндексы и вовсе в первой половине июля зафиксировали рост потребительских расходов россиян. Покупательная активность на фоне сниженных потребительских настроений, или пессимистический потребительский бум (так на сессии мараФОМа, посвященной обсуждению экономических последствий пандемии, назвал этот парадокс заместитель генерального директора Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Олег Солнцев) – это одна из новых особенностей современного финансового поведения россиян, которая на фоне коронакризиса проявила себя особенно ярко. Ее основной риск – рост нерациональности финансового поведения населения, что, на наш взгляд, очень опасно на фоне экономической и эпидемиологической неопределенности, сопутствующей новой волне пандемии в стране.
________________
Источник данных: 1–101-я волны исследования «Измерение инфляционных ожиданий и потребительских настроений на основе опросов населения», выполненного по заказу Банка России. Метод опроса – интервью по месту жительства в режиме face-to-face. В каждом опросе не менее 2000 респондентов, 105 населенных пунктов в 55 субъектах РФ. Статистическая погрешность в каждом опросе не превышает 3,3%.
______
Индекс потребительских настроений (ИПН) – комплексный показатель, отражающий экономические настроения населения, строится по методике CSI (Consumer Sentiment Index), разработанной в Мичиганском университете. ИПН демонстрирует, как потребители оценивают ситуацию в экономике и изменение своего уровня жизни, а также их ожидания, связанные с данными показателями в будущем. Он позволяет прогнозировать изменение потребительского спроса и, как следствие, экономический рост. Его значения в позитивной зоне (более 100 баллов) отражают уверенность потребителей и их готовность тратить деньги, в негативной зоне (менее 100 баллов) – свидетельствуют об ухудшении ситуации в экономике.
Российская методика измерения ИПН разработана Фондом «Содействие развитию и построению Индекса потребительских настроений» (Ибрагимова Д. Х., Николаенко С. А. Индекс потребительских настроений. Независимый институт социальной политики. – М.: Поматур, 2005). С ней также можно ознакомиться в публикациях ФОМа.