Какая информация о коронавирусе наиболее интересна россиянам и из каких источников они ее получают
В конце марта мало что волновало россиян так же сильно, как новости о развитии пандемии в России и мире. Спустя четыре месяца интерес граждан к этой информации поутих, и тема коронавируса в СМИ превратилась из главной во второстепенную. В рамках исследования «Новый образ жизни – 3» ФОМ узнал у россиян, за какими новостями о пандемии они продолжают следить, где черпают их и каким информационным каналам доверяют.
В предыдущем материале мы говорили, что 36% россиян следят за темой коронавируса внимательно, 41% – не очень внимательно, а 22% не следят вовсе. Теперь рассмотрим, какие новости о пандемии до сих пор интересуют людей.
Большинство (63%) тех, кто так или иначе следит за информацией о коронавирусе, в первую очередь интересуются мерами борьбы с эпидемией в России, и только 15% эта тема неинтересна. Чаще она волнует тех, чей образ жизни из-за карантина претерпел заметные изменения: москвичей и работников, перешедших на удаленный режим. Среди них интересующихся мерами борьбы с эпидемией на 7–9 п. п. больше: 72 и 70% против 63% в среднем по выборке. На втором месте – информация о самом вирусе, о методах лечения и разработке вакцины. Она волнует 62% россиян, не волнует 16%. Только на третьем месте – статистика по заболеваемости, смертности, числу выздоравливающих в регионе проживания респондентов, а на четвертом – статистика по России в целом (61 и 57% интересующихся соответственно).
В целом различия в числе тех, кто интересуется представленными выше темами, не столь велики. Тем не менее необходимо учитывать и частоту появления информации в СМИ: статистические показатели публикуются практически каждый день и повсеместно, остальные данные – реже, по мере «обновления» (например, информация о новых ограничениях или разработке вакцины). Учитывая неравномерность представленных тем в инфополе и практически равный спрос на них, можно предположить, что меры борьбы с эпидемией и информация о самом вирусе, методах лечения и вакцине интересуют граждан больше, чем кажется на первый взгляд. Впрочем, заниженный интерес к статистике может объясняться и некоторой прагматичностью респондентов: шансы возвращения к прежней жизни интересуют их меньше, чем способы адаптации к новой нормальности.
Меньше всего россиян волнует, какая ситуация складывается за пределами страны: только 37–38% интересуются мерами борьбы с эпидемией и статистикой заболеваемости в других странах. Несколько больший интерес к этой теме проявляют жители столицы (среди них интересующихся ситуацией за рубежом на 12–13 п. п. больше, чем в среднем по выборке).
Москвичи также больше вовлечены в мониторинг ситуации вокруг поддержки населения и бизнеса в условиях коронакризиса: выказали интерес к этому 60% из них (против 52% в среднем по выборке).
Во все темы, связанные с эпидемией, в большей степени вовлечены пенсионеры и те, для кого основной источник информации – традиционные СМИ. Можно предположить, что для многих россиян новости являются привычным фоном во время выполнения домашних дел или досугового времяпровождения. Частично это подтверждается и тем, что респонденты, для которых основным источником информации являются традиционные СМИ, чаще говорят, что не ищут новости о коронавирусе целенаправленно. Пользователи интернета, наоборот, более избирательны в выборе контента, и коронавирус их волнует меньше.
Источники информации о вирусе, которым россияне доверяют, – это телевидение (его назвали 43% респондентов), газеты и новостные сайты (20%), окружающие: родственники, друзья, знакомые (13%).
Среди известных людей россияне выделяют следующих «инфлюенсеров», к мнению которых о коронавирусе они прислушиваются: Александр Мясников (5%), Владимир Путин (4%), Елена Малышева (2%). Напомним: Александр Мясников известен своими неоднозначными заявлениями о коронавирусе. В самом начале пандемии он не раз говорил, что COVID-19 не опаснее обычного гриппа. В нашем предыдущем материале мы называли таких людей коронаскептиками, их среди опрошенных 20%. Тем не менее бездоказательные высказывания главного медийного врача страны не оказали существенного влияния на увеличение доли коронаскептиков среди россиян. Скорее наоборот, его «почитатели» чаще других полагают, что коронавирус – это реальная болезнь (таковых среди них 99%, что на 15 п. п. больше, чем в среднем по выборке) и что он тяжелее гриппа (65%, на 8 п. п. больше, чем в среднем по выборке).
Минимум двое из каждых пяти респондентов (42%) говорили, что для них авторитетов в данной теме нет. Чаще об этом заявляли молодые – люди 18–30 лет (среди них такой вариант ответа выбрали 48%, а, например, среди пенсионеров – 39%).
Почти половина россиян (47%) считают, что СМИ уделяют коронавирусу оптимальное количество внимания, еще 24% – что слишком много. О том, что коронавирусу уделяется мало внимания в медиа, сказали только 4% респондентов. Чаще так отвечали те, кто узнает о COVID-19 из интернета, на специальных сайтах.
Хотя почти половина респондентов считают, что СМИ уделяют теме коронавируса оптимальное количество внимания, столько же – 47% – практикуют «коронавирусный детокс», то есть стараются ограничить потребление информации на эту тему. Но почти каждый пятый россиянин пытается узнавать как можно больше новостей об эпидемии. Это, как правило, люди, для которых основным источником информации является телевидение.
Таким образом, можно сделать вывод, что коронавирус перестал быть злободневной темой для россиян. Фокус внимания сейчас – на мерах борьбы с эпидемией, что вполне логично, учитывая разговоры о второй волне и возможном возврате ограничений. Россияне также интересуются последними новостями о самом вирусе, методах лечения и сообщениями о разработке вакцины. С несколько меньшим интересом люди следят за ежедневно обновляемой статистикой. Потребители традиционных СМИ больше интересуются эпидемией, пользователи интернета – меньше. Можно предположить, что коронавирус стал своего рода повседневным фоном жизни. И почти каждый второй опрошенный специально сокращает количество потребляемой информации о коронавирусе.
_______________
Источник данных
Всероссийский телефонный опрос граждан 18 лет и старше. Сроки проведения опроса: 2–5 июля 2020 года. Объем выборки – 1570 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,1%.