• к-Темы
  • 21.08.20

Не летаю и другим не советую

Мнения россиян о возобновлении авиасообщения во время пандемии

С начала августа Россия начала возобновлять международное авиасообщение, приостановленное из-за пандемии коронавируса. Пока полеты разрешены только в некоторые страны, а споры о безопасности воздушных путешествий не утихают. В первую очередь дискуссии касаются мер, необходимых для недопущения «заразы» извне: достаточно ли прилетающим из-за рубежа справки об отсутствии коронавируса или недостаточно?

В рамках еженедельного опроса ФОМ узнал у россиян, что они думают по поводу возобновления авиасообщения с другими странами.

Согласно данным опроса ФОМ, проведенного два года назад, россиян, совершавших регулярные перелеты (как внутренние, так и международные), было не так уж много: 20%. По данным другого опроса, за рубежом бывали только 18% респондентов. То есть тех, кому приостановка авиасообщения приносит реальные логистические неудобства, не так много – около пятой части граждан. Тем интереснее узнать, как россияне, для которых международные перелеты не являются регулярной практикой, относятся к их возобновлению.   

Больше половины опрошенных (58%) уверены: возобновлять авиасообщение с другими странами пока не стоит. Чаще так отвечали те, чей доход не превышает 15 тысяч рублей, люди, проживающие в поселках городского типа и городах с населением менее 50 тысяч человек, а также жители Сибири. Другими словами, слишком ранним открытие границ считают респонденты, для которых осуществление авиаперелетов – малодоступная в организационном и финансовом смысле практика. Частично эта гипотеза подтверждается и ответами на открытый вопрос (ответ на который люди формулируют сами), где в нарративах информантов отчетливо прослеживались черты «человека летающего»: «за границу летают богатые на отдых», «рядовой не полетит, а вор и жулик полетит». 

Возможно, большинство из тех, кто предпочел бы более позднее «открытие неба», никогда не летало в принципе, из чего можно сделать два вывода. Первый: уровень опасений в этой группе мог быть завышен, так как неопробованные практики всегда порождают некую долю скептицизма и недоверия. Второй: для тех, кто ни разу не летал за рубеж или не практикует такие перелеты на более-менее регулярной основе, открытие границ не представляет особой ценности, зато несет определенные риски. К ним относятся (из ответов на открытый вопрос): сохранение угрозы распространения вируса (27%), вероятность ухудшения ситуации в России (17%) и даже провоцирование второй волны эпидемии (2%). Оптимальным для открытия границ, по мнению респондентов, будет время, когда вирус уйдет «на 100%», ну или хотя бы когда вакцина от коронавируса будет изобретена и начнет применяться повсеместно, во всем мире. 

Помимо этого, респонденты выражали, с одной стороны, обеспокоенность «обнулением» усилий, связанных с карантином, а с другой – надежду на развитие внутреннего туризма: «для чего мы тогда сидели на карантине – чтобы опять натаскать с Запада?», «внутренний туризм надо развивать, пусть деньги крутятся в России».  

Каждый десятый говорил, что возобновить перелеты можно было и раньше. Чаще так отвечали молодые, люди с высшим образованием и те, чей доход превышает 45 тысяч рублей в месяц (придерживающихся такого мнения в этих группах на 6–7 п. п. больше, чем в целом по выборке). Интересно, что жители Дальнего Востока тоже выбирали данный вариант ответа чаще: среди них 16% предпочли бы более ранее открытие границ.    

Аргументы в защиту этой позиции не слишком разнообразны. Из тех, кто отвечал на открытый вопрос, 3% – ковид-диссиденты, то есть люди, отрицающие существование коронавируса: «пандемия – это все политические игры», «коронавирус – это только цирк».   

Еще 2% сказали, что самолет – жизненная необходимость для работы и отдыха: «людям необходимо решать свои дела», «у людей есть потребность в общении, работе и посещении других стран».

Москвичи, как и остальные жители Центрального ФО, чаще других считают, что выбранное время оптимально для открытия границ (среди них таковых 27 и 23% соответственно, в то время как в целом по выборке – 18%). 

Хотя большинство респондентов предпочли бы более позднее возобновление перелетов, тех, кто считает, что это значительно ухудшит эпидемиологическую ситуацию в России, всего 27%. 55% уверены, что открытие границ ухудшит ситуацию ненамного или не ухудшит вовсе. Последней позиции чаще придерживаются жители крупных городов. Например, среди москвичей ее разделяют 29%, среди жителей других крупных городов – 24–25%, притом что в среднем по выборке россиян, считающих, что из-за открытого авиасообщения ситуация не ухудшится, – только 17%. Такие отклонения могут объясняться общей усталостью от ограничительных мер или – банально – более высоким уровнем жизни горожан, неотъемлемой частью которого является отдых за рубежом.  

Более лояльны ко всей теме, связанной с авиаперелетами в период пандемии (полагают, что полеты можно было бы возобновить раньше и что значительного ущерба ситуации в России они не нанесут), люди, которые выражают желание поехать за границу. Всего по выборке таких 22%, их число «бьется» с числом тех, кто в принципе совершает авиаперелеты.  

При ответе на открытый вопрос о странах, с которыми авиасообщение необходимо возобновить в последнюю очередь, россияне называли США (30%), Китай (16%) и Италию (5%). Как мы видим, опасения вызывают страны, в которых самые сильные вспышки были зафиксированы в феврале и марте, то есть почти полгода назад. При этом лидирующих сейчас Индию и Бразилию люди упоминают реже (по 4%). Такое «запоздание» может быть связано с тем, что после отмены ограничений коронавирус вызывает все меньше интереса у россиян, а большинство (47%) и вовсе практикует «информационный детокс», связанный с этой темой. Возможно, именно поэтому представления о наиболее «опасных» странах остались на мартовском уровне. 

При этом в отношении Китая существенная доля опрошенных придерживается противоположного мнения: 11% считают, что именно с ним нужно возобновить перелеты первым делом. Во время обсуждений в различных фокус-группах информанты не раз выказывали уважение китайским властям, которые сумели «жестко» и быстро справиться с распространением вируса. Наверное, восприятие Китая как эталона по эффективности борьбы с эпидемией вселяет в людей уверенность в безопасности посещения этой страны. Однако многие (39%) из тех, кто не верит в природное происхождение коронавируса, полагают, что его изобретение – дело рук Китая, а значит, совсем вычеркнуть его из списка «безопасных» стран не представляется возможным. 

Помимо Китая, в списке основных претендентов на открытие границ, с точки зрения россиян, популярные туристические направления: Турция (10%) и Европа (8%). 

При этом мнения о том, станут ли россияне меньше посещать другие страны после возобновления авиасообщения, разделились: 44% полагают, что пассажиропоток снизится, но 50% считают, что он будет примерно таким же, как и до пандемии.  

В итоге из данных опроса видно, что к идее возобновления авиасообщения с другими странами большинство россиян относятся как минимум скептически. Людей, которые практикуют перелеты регулярно или выражают желание куда-то полететь, – меньшинство, а риски провоцирования второй волны эпидемии или сведения на нет карантинных усилий – слишком велики.  

________________

Источник данных:  

Всероссийский телефонный опрос граждан 18 лет и старше. Сроки проведения опроса: 17–19 июля 2020 года. Объем выборки – 1000 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,8%. 

Александра Боброва

Поделитесь публикацией

© 2024 ФОМ