Как обсуждают в соцсетях походы в магазины, сколько россиян жалуются на снижение доходов и есть ли предпосылки к развитию в стране малого бизнеса
______________
Новое на проекте к-ФОМ
ФОМ проанализировал посты, в которых обсуждались покупки в магазинах во время пандемии. Всего за месяц, с 10 января по 9 февраля 2022 года, было опубликовано около 110 тысяч сообщений подобной тематики. Доминировали нейтральные посты, негатив составил всего 7,8%, а позитив – 3,9%.
Среди постов, получивших наибольший резонанс, оказались вести из разных стран о том, как обстоят дела с ковидными ограничениями. Например, СМИ «Блокнот» на своей странице в Instagram сообщило, что с 1 февраля в Дании были отменены все введенные из-за пандемии ограничения. Теперь жители страны могут посещать ночные клубы и рестораны, гулять по городу, заходить в торговые центры и магазины без медицинской маски. Еще одна публикация – ролик о том, как в Китае посетителей супермаркета закрыли на карантин, после того как у одного из них оказался положительный тест на коронавирус.
Также широкий резонанс получило несколько сообщений из Санкт-Петербурга: пост о том, что магазины бойкотируют введение системы QR-кодов, и сообщение, что из-за обострения ковидной ситуации несовершеннолетних детей не пускают в магазины и другие общественные места даже в сопровождении родителей.
О снижении доходов из-за пандемии сообщили 35% россиян – столько же, сколько и в декабре 2021 года. Аналитики ФОМа отмечают, что ниже этот показатель был только в мае (34%) и августе – октябре (33–34%) 2021 года. О росте доходов сказали 8% опрошенных – и это максимальное значение с начала пандемии. На усиление экономии, как и в декабре прошлого года, пожаловались 38% россиян. Этот показатель уже четвертый месяц превышает долю жалующихся на потери в доходах. Доля сообщивших о сокращении экономии составила 7%.
По данным ФОМа, реже говорить о потерях в доходах и существенно реже – об усилении экономии стали москвичи. В то время как жители других мегаполисов и сельчане стали чаще сообщать об экономии.
Омикрон заразнее, но реже приводит к госпитализациям, чем дельта. Об этом говорит врач-инфекционист Андрей Поздняков. Его мнение приводят авторы дайджеста, посвященного различиям между штаммами коронавируса. Отличия омикрона в клинических проявлениях по сравнению с предыдущими штаммами эксперт считает незначительными. Врач отмечает, что характерный для вируса в целом симптом потери обоняния еще при появлении дельта-штамма стал встречаться реже, а само заболевание стало реже приводить к госпитализации и летальным исходам и теперь больше похоже на типичные ОРЗ. Кроме того, Андрей Поздняков ссылается на немецких и британских исследователей, которые обнаружили, что вызванные омикроном заболевания у привитых граждан встречаются не реже, чем у непривитых, а легкое течение болезни может быть объяснено защитными свойствами вакцин. Медик полагает, что граждане зарубежных стран, в отличие от большинства россиян, воспринимают вакцинацию как страховку жизни, а не как гарантию незаражения вирусом, поскольку ни одна вакцина не дает 100%-й защиты от болезней, но может их облегчить.
______________
Новое на проекте СМБиз.ФОМ
К росту сектора МСП сейчас нет никаких предпосылок. Об этом в интервью проекту СМБиз говорит эксперт в сфере малого бизнеса Владимир Буев. По его словам, население страны каждый год сокращается, соответственно, притока свободных рабочих рук или свободных мозгов в эту сферу не будет. Сейчас лакуны по занятости закрываются мигрантами. Представить, что «Газпром», «Роснефть» или «Норникель» размножатся или распадутся на тысячи маленьких компаний, которые создадут конкурентный рынок, невозможно. По мнению Владимира Буева, ни одна страна в мире, которая владеет нефтью, другими природными ресурсами, тем более авторитарная страна, не решалась на реструктуризацию своих ресурсодобывающих компаний. Единственно возможным вариантом роста сектора МСП эксперт считает манипуляции со статистикой и изменение критериев отнесения. Если присоединят самозанятых, внесут их в реестр МСП, тогда доля сектора в ВВП вырастет до 22–23%. «У нас малый бизнес загнан в такую нишу, где он в основном не производственный, торговый. Эта сфера направлена на потребительский спрос, на удовлетворение наших одномоментных потребностей. Здесь малый бизнес всегда будет, он всегда найдет свою нишу. Но существенного роста экономике это дать не может», – объясняет Владимир Буев.