• к-Обзоры
  • 22.02.22

Обзор Проекта коронаФОМ № 187

О проблемах россиян с деньгами, плюсах и минусах дистанционного образования в вузах, а также о том, как создавалась книга ФОМа о медиках

______________

Новое на проекте к-ФОМ

Россияне привыкают жить с денежными проблемами

В течение пандемии большинство россиян (61–79%) сталкивались с денежными проблемами. При этом доля таких людей была больше, чем доля жалующихся на снижение доходов (33–51%). Таковы данные ФОМа. Аналитики компании отмечают, что самым сложным для россиян оказался конец 2020 года: 18 декабря доля говоривших о наличии проблем с деньгами из-за пандемии была самой высокой (79%), при этом 35% сообщали о росте беспокойства в прошедшие две-три недели, что тоже максимум. Эти оценки совпали с пиком второй волны эпидемии коронавируса в России. В дальнейшем со снижением числа заболевших уменьшалась и доля жалующихся на проблемы с деньгами, а с ростом заболеваемости эта доля снова увеличивалась.

В январе нынешнего года доля говоривших о проблемах с деньгами составляла 66–67%, об усилении беспокойства сообщали 20–22% опрошенных. При этом небывало резкий рост числа заболевших коронавирусом в середине месяца не привел к росту доли обеспокоенных проблемами с деньгами, несмотря на то что к концу января число заболевших было в два раза выше, чем на пике осенней волны. Эксперты объясняют это адаптацией россиян к жизни в условиях пандемии.

Как родилась книга ФОМа о медиках в пандемию

Авторы книги «Медики и общество: беседы во времена коронаВируса» рассказывают об эмоциональных разговорах с врачами и исследовании, которое послужило основой для издания. По словам социологов, изначально у них не было определенного фокуса: они общались с медиками различных специальностей, чтобы выяснить их отношение к мерам борьбы с коронавирусом. Тема социального признания врачей возникла после откровенного интервью анестезиолога-реаниматолога инфекционной больницы в Коммунарке Михаила Насекина, в котором он признался, что ему надоел образ героя. «В начале исследования мы провели несколько интервью с профилактологами, которые, как нам тогда казалось, вышли на передний край борьбы с ковидом. Однако быстро стало понятно, что драматургия разворачивается на другом поле. Таким образом, сама динамика пандемии продиктовала нам необходимость обратиться к авангардной группе врачей-ковидоборцев, которая рисковала своей жизнью в «красной» зоне», – рассказывает один из авторов книги, Екатерина Кожевина.

Дистанционное образование в вузах: за и против

На волне популярности онлайн-образования стали появляться руководства по дистанционному обучению и поступлению в вузы. В одной из таких инструкций разрушаются стереотипы о том, что дистанционное образование второсортное и нигде не ценится, качество знаний, получаемых очно и заочно, существенно разнится, вдобавок после получения дистанционного образования не выдают диплом государственного образца. Однако скепсис все равно существует. Так, профессор Оксфордского университета, мнение которого приводят авторы дайджеста на тему дистанционного обучения в вузах, уверен, что при таком формате обучения студентам просто выдают информацию, а они ее зазубривают, что не может считаться настоящим образованием. Говоря об опасениях, министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков подчеркивает, что полный перевод высшего образования на удаленный формат невозможен по причине снижения качества образования и из-за страхов, что оно изменится до неузнаваемости. По его мнению, дистанционное обучение должно быть выбором самого студента, и то лишь по некоторым образовательным программам. При этом министр отмечает, что спустя полтора года после начала пандемии отношение студентов к смешанному формату нормализовалось.

Переход на дистант в вузах: борьба за качество образования

Пандемия сильно ударила по доходам населения, в связи с чем государство было вынуждено увеличить количество бюджетных мест в университетах для сохранения доступности высшего образования. Эксперты Института образования НИУ ВШЭ утверждают, что эта цель выполнена: ухудшение качества набора не происходит, во многих регионах оно даже улучшается. При этом некоторые специалисты считают, что такое серьезное вмешательство государства несет в том числе угрозы для качества высшего образования. В обзоре роликов на тему дистанционного образования в вузах приводится ссылка на семинар, в ходе которого эксперты Института образования НИУ ВШЭ анализируют влияние роста бюджетных мест на перераспределение приема между двумя столицами и регионами, а также на изменение спроса на платное образование в результате пандемии.

Поделитесь публикацией

© 2024 ФОМ