Что россиянам интересно знать о коронавирусе, каковы надежды малого бизнеса в сфере контактных услуг и как уроки счастья защищают врачей от выгорания
Для многих россиян новости о коронавирусе – информационный фон
За информацией о коронавирусе так или иначе следят 77% россиян. По данным ФОМ, 63% из этих людей в первую очередь интересуются мерами борьбы с эпидемией в России. Чаще всего это те, чей образ жизни из-за карантина претерпел заметные изменения: москвичи и работники, перешедшие на удаленный режим. На втором месте – информация о самом вирусе, о методах лечения и разработке вакцины. Она волнует 62% россиян. Только на третьем месте – статистика по заболеваемости, смертности, числу выздоравливающих в регионе проживания респондентов, а на четвертом – статистика по России в целом (61 и 57% интересующихся соответственно). Во все темы, связанные с эпидемией, в большей степени вовлечены пенсионеры и те, для кого основной источник информации – традиционные СМИ. «Можно предположить, что для многих россиян новости являются привычным фоном во время выполнения домашних дел или досугового времяпровождения. Частично это подтверждается и тем, что респонденты, для которых основным источником информации являются традиционные СМИ, чаще говорят, что не ищут новости о коронавирусе целенаправленно. Пользователи интернета, наоборот, более избирательны в выборе контента, и коронавирус их волнует меньше», – говорят аналитики ФОМ.
Аналитическая статья о том, какая информация о коронавирусе наиболее интересна россиянам
Малый бизнес воспринимает пандемию как досадное обстоятельство, а проблему видит в падении доходов населения
ФОМ проанализировал фокус-группы и интервью с предпринимателями, бизнес которых (рестораны, детские сады, салоны красоты) предполагает тесный контакт с потребителем, чтобы выяснить, что они думают о возвращении спроса на свои услуги. Для этого, исходя из слов информантов, были сформулированы четыре ситуации, в которых прогнозирование предпринимателями спроса на их услуги зависит от веры в серьезность угрозы, создаваемой коронавирусом. Оказалось, что в модели потребителя, взятой на вооружение предпринимателями, эпидемиологическая ситуация выступает лишь как досадное обстоятельство, мешающее людям покупать товары и услуги. «Гораздо более существенным, материальным, реальным ограничителем для восстановления покупательской активности выступает прогнозируемое падение платежеспособности населения. Здесь приобретает новое звучание марксова формула капитала «деньги – товар – деньги»: «деньги» – как альфа и омега бизнеса, в том числе и малого. Именно деньги, их оборачиваемость находятся в фокусе внимания его владельцев, являются главным предметом их заботы», – объясняет автор исследования, руководитель группы региональных коммуникаций ФОМ Роман Бумагин.
Анализ представлений предпринимателей о сроках возвращения потребительского спроса
Уроки счастья для врачей как профилактика профессионального выгорания
Для некоторых медиков ситуация с коронавирусом – возможность реализовать свои внутренние благородные порывы, ради которых они пришли в профессию, но это еще и стресс. Медицинский тренер Вера Кобзева, обучающая врачей взаимодействию с пациентами и клиентоориентированности, рассказывает о психологическом напряжении, которое сопровождает работу медиков, и о том, как помогает с ним бороться. По ее словам, многие врачи, борющиеся с коронавирусом, деморализованы и разочарованы тем, что не могут спасти каждого, волнуются за своих заболевших коллег и родственников погибших медиков. И все это – на фоне хронического переутомления и крайней степени выгорания. У врачей, которые не заняты лечением вируса, свой стресс и свое выгорание – во время карантина многие частные клиники были закрыты, и эти специалисты оказались на вынужденной самоизоляции и в ситуации неопределенности. Поэтому в свои тренинги для медиков Вера Кобзева добавила тему «Управление стрессом». «Я вижу, что очень много врачей были не особенно счастливы и до пандемии, а теперь – тем более. На этих сессиях я делюсь методами, как сделать себя счастливее: позаботиться о себе, принять ответственность за свое мышление, за свое поведение. Врачи в диалоге обсуждают феномен счастья и формулируют векторы усиления счастья в своей жизни», – говорит Вера Кобзева.
Рассказ консультанта по медицинской коммуникации об уроках счастья для врачей
Пандемия подстегнет личное предпринимательство
Экономические последствия пандемии приведут к банкротству некоторых компаний, росту безработицы и выстраиванию новых типов трудовых отношений. Специалисты компании Futures Platform, которая занимается изучением трендов будущего, считают, что кризис приведет к появлению большого числа предпринимателей и наемных работников в одном лице. «Появится экономика фрилансеров. Количество стандартных трудовых договоров будет сокращаться, зато сформируется новый, более предпринимательский подход к работе. При этом человек необязательно должен работать на себя, в этой системе у него может быть несколько работодателей, каждому из которых он посвящает часть рабочего времени и сам занимается менеджментом своих ресурсов и налогов», – объясняет Туомо Куозо, один из руководителей Futures Platform.
ФОМ ежедневно обновляет Индикаторы социального КоронаКонтекста. Следите за ними на сайте проекта коронаФОМ.