• к-Обзоры
  • 05.03.21

Обзор Проекта коронаФОМ № 92

Об исследовании изменений в компаниях за пандемический год, динамике индекса потребительских настроений в феврале и о том, как риск и вера в себя помогают в бизнесе

ФОМ зафиксирует то, что произошло с бизнесом за год

Авторы раздела «Корпорации и пандемия» начинают третью волну интервью с руководителями компаний. В этих беседах они планируют выяснить, как из-за пандемии изменились продукты и услуги компаний, каналы продаж и отношения с партнерами, подход к планированию и сами люди, то есть коллективы. И, конечно, задать менеджерам главный вопрос: чему научил их пандемический год? Таким образом социологи ФОМа хотят зафиксировать изменения, которые произошли в компаниях из разных отраслей за прошедший год.

Анонс нового этапа исследования изменений в жизни компаний

Рост потребительского оптимизма в феврале замедлился

По сравнению с январем Индекс потребительских настроений изменился незначительно и составил 91 пункт (из 200 возможных). Показатель по-прежнему находится в отрицательной зоне, а это означает, что негативные потребительские настроения у россиян преобладают над позитивными. Разрыв с допанедемическим значением (95 пунктов в феврале 2020 года) сохраняется. Вместе с тем аналитики ФОМа отмечают, что два показателя – индекс оценки перспектив развития страны в ближайшие 5 лет и индекс ожидания изменения личного материального положения в ближайший год – впервые за время пандемии вышли из отрицательной зоны и достигли 101 пункта каждый. При этом если первый показатель сейчас незначительно, но выше значений годичной давности, то второй все еще ниже показателей февраля 2020 года.

Анализ динамики Индекса потребительских настроений и его компонент

Когда риск и вера в себя окупаются

Владелица образовательной студии в поселке городского типа рискнула в кризис начать новый проект – и не прогадала. Ее непростая история – в новом материале раздела «Малый бизнес и пандемия». В марте 2020 года, после объявления мер по предотвращению распространения коронавирусной инфекции, бизнес закрылся практически в одночасье. Попытки перевести занятия в онлайн успехом не увенчались – кто-то из учеников не располагал техническими возможностями, кто-то приходил в студию за живым общением, кто-то решил, что следует оградить детей школьного возраста, и так переведенных на «дистант», от дополнительной нагрузки на глаза. Бизнес стоял с марта до июля, а в июле, когда значительная часть ограничительных мер была отменена, возобновил работу и снова начал набирать обороты. Однако это не было простым восстановлением прежней деятельности, за время вынужденного простоя предпринимательница сумела открыть вторую студию. Она серьезно рисковала, но оказалась в выигрыше. «У меня же изначально, до пандемии, были просчитаны проекты по открытию второй студии. Естественно, я брала кредит, и немалую сумму, и знала, что выплачивать мне ее придется самой, потому что с мужем у нас ипотека, несколько кредитов и так далее. Меня все в округе отговаривали, мол, не делай этого, к сентябрю сто процентов закроют. То есть риск был огромный. Но я никого не послушала, нашла помещение, сделала ремонт, нашла людей, детей, закупила все и начала работать», – рассказывает предпринимательница. Сегодня совокупный доход от работы обеих студий составляет примерно 60% от прошлогоднего, но их владелица довольна и в сложившихся условиях считает этот результат успехом.

История о том, как владелица образовательных студий спасла бизнес

Пандемия спровоцировала рост объема поддельной косметики

Производители подделок наводнили рынок дешевой косметикой и парфюмерией, которые на первый взгляд неотличимы от оригинала. Юрист Benefit Cosmetics Эшли Вайс Угурлу связывает это с закрытием офлайн-магазинов и ростом онлайн-продаж. «Потребители с легкостью выходят в интернет и покупают товары, стоимость которых слишком занижена, что уже указывает на фальсификацию товара», – рассказывает юрист. В России также вырос оборот контрафактной декоративной косметики и парфюмерии: за вторую половину 2019 года и первую половину 2020 года объем рынка подделок составил более 10 млрд рублей. В случае с поддельной косметикой доминировали офлайн-точки сбыта, на которые пришлось 3,7 млрд рублей прибыли. Онлайн-продажи принесли 1,6 млрд рублей. Согласно опросу агентства по защите брендов в интернете BrandMonitor, 76% респондентов из России осознавали, что покупают контрафактные средства для макияжа.

Дайджест об изменениях в индустрии красоты

Поделитесь публикацией

© 2025 ФОМ