• к-Темы
  • 17.11.21

Работающие на себя: финансовая ситуация на фоне пандемии

Что происходит с доходами и практиками экономии предпринимателей и самозанятых

В материале приводятся результаты ежедневных телефонных опросов к-Зонд, проводившихся 1 мая – 20 сентября, 23–27 октября, 18–22 ноября, 23–27 декабря 2020 года, 21–25 января, 19–23 февраля, 19–23 марта, 19–23 апреля, 19–23 мая, 18–22 июня, 19–23 июля, 20–24 августа, 19–23 сентября и 19–23 октября 2021 года.

Предприниматели и самозанятые переживают экономические последствия пандемии острее, чем наемные работники и население в целом: они намного чаще говорят о снижении доходов, усиливать экономию им тоже приходится чаще, чем остальным. При этом оценки материального положения в этой группе лучше, а социальных ресурсов – больше, чем у «среднего» россиянина.

Предприниматели и самозанятые – одна из тех групп, которые первыми почувствовали на себе удар пандемии. По мере ее развития мы наблюдаем, как ситуация сказывается на их материальном положении, практиках экономии и опасениях относительно будущего своего дела как источника доходов.

Первые месяцы пандемии оказались для этой группы (как и для остальных) самыми трудными. Локдауны и ограничения в первую очередь сказались на частном бизнесе (см. наши сюжеты «Работающие на себя в условиях пандемии» и «Июльские настроения предпринимателей и самозанятых»), и положение предпринимателей и самозанятых оказалось куда более сложным, чем у работающих по найму. Поэтому неудивительно, что самые негативные оценки ситуации с материальным положением были зафиксированы именно в этот период.

Так, в мае и июне 2020 года доля работающих на себя, говоривших о снижении своих доходов по сравнению с допандемическими, была максимальной – 73%. Это существенно больше, чем у работников по найму или населения в целом (разрыв с первой группой составляет 22–26 п. п., с населением – 24–28 п. п.).

К октябрю прошлого года испуг первых месяцев пандемии прошел, бóльшая часть ограничительных мер была отменена, стали постепенно оживляться спрос, а вслед за ним и предпринимательская активность. В результате показатель жалоб на снижение доходов опустился до 51% в октябре 2020 года и почти приблизился к показателям по населению в целом и по работающим по найму. Но на фоне второй волны ковида оценки снова ухудшились: в ноябре уже 67% работающих на себя говорили о падении доходов, а разрыв в оценках снова вырос до 21–23 п. п. В начале 2021 года ситуация у работающих на себя начала постепенно улучшаться, однако еще один пик беспокойства по поводу доходов в этой группе случился на фоне третьей волны пандемии, в конце июня 2021 года. К сентябрю разрыв в оценках с населением сократился уже до 10 п. п., а непосредственно доля таких жалоб составила 44%. Впрочем, уже через месяц показатель вырос до 47%.

Усиливать экономию предпринимателям и самозанятым также приходилось более активно, чем среднестатистическому россиянину, в том числе занятому в найме. Доля жаловавшихся, что экономить приходилось больше, чем до пандемии, будучи пиковой в мае 2020 года (54% – на 11 п. п. выше, чем по населению в целом, и на 9 п. п. – чем среди наемных работников), постепенно сокращалась. В июле 2021 года она опустилась до минимума (29%) и была даже ниже, чем у населения в целом и наемных работников. В октябре, на фоне уже четвертой волны пандемии, новый рост показателя (до 44%) увеличил и разрыв с населением (до 6 п. п.) и занятыми в найме (до 7 п. п.).

А вот уровень беспокойства о потере работы, основного источника доходов у предпринимателей и самозанятых лишь ненамного отличался от показателей по наемным работникам. В мае 2020 года этого опасались 47 и 50% соответственно, на фоне второй волны пандемии, в ноябре 2020 года – 57 и 54%, в октябре 2021 года – уже 43 и 47%. Судя по всему, работающие на себя чувствовали себя вполне уверенно в отношении собственной занятости и способности заработать.

В целом же, несмотря на то что по группе предпринимателей и самозанятых пандемия в финансовом отношении ударила особенно сильно (сопоставимо – только еще по группам малообеспеченных и безработных, о чем будут наши следующие сюжеты), в каком-то смысле переживать эти удары им было легче, чем многим другим. Работающие на себя (в первую очередь предприниматели) обладают бóльшими ресурсами, чем другие категории населения: среди них больше мужчин, людей молодых, высокообразованных (а значит, и более квалифицированных специалистов). Даже оценки своего материального положения в этой группе в течение почти всей пандемии были в целом более позитивными, чем в среднем по населению. Именно ресурсность и позволяет этой группе удерживаться в трудной ситуации.

______

Приведены доли выбравших ответ «снизились» на вопрос «За время, прошедшее с начала эпидемии, ваши доходы, доходы вашей семьи выросли, снизились или не изменились?»

_______

Приведены доли выбравших ответ «больше» на вопрос «Вы, ваша семья сейчас стараетесь экономить, ограничивать траты больше, чем до эпидемии, меньше или в той же мере, что и раньше?»

_______

Приведены доли выбравших ответ «опасаюсь» на вопрос «А вы лично опасаетесь или не опасаетесь совсем потерять работу, лишиться основного источника дохода в связи с эпидемией коронавируса?»

_______

Приведены доли выбравших ответы «хорошее» или «очень хорошее» на вопрос «Как бы вы оценили ваше сегодняшнее материальное положение: как очень хорошее, хорошее, среднее, плохое или очень плохое?»

_______

Приведены доли выбравших ответы «плохое» или «очень плохое» на вопрос «Как бы вы оценили ваше сегодняшнее материальное положение: как очень хорошее, хорошее, среднее, плохое или очень плохое?»

Социально-демографический профиль работающих на себя на фоне населения

_______

По социально-демографическому профилю работающих на себя приведены данные опроса в октябре 2021 года.

_________________

Источник данных 

Всероссийский опрос населения 18 лет и старше. С 1 мая по 10 июля 2020 года ежедневно опрашивались 450 респондентов, далее – по 300 респондентов. Метод исследования: телефонный опрос. Данные с 1 мая по 20 сентября 2020 года объединены помесячно, в остальные периоды – за пять дней.

Людмила Преснякова

Поделитесь публикацией

© 2024 ФОМ