Анастасия Пиорунская, исполнительный и бренд-директор компании по производству одежды Urbantiger, рассказала, как за короткое время команда смогла занять новую нишу, что мотивировало сотрудников на сверхурочную работу и почему сейчас сложно строить планы на будущее
Urbantiger – бренд повседневной одежды из технологичных тканей с функциональным дизайном, созданный в Санкт-Петербурге в 2017 году. Концепция бренда строится на принципах осознанности, экологичности и умеренного потребления – slow fashion. Розничные магазины бренда есть в Санкт-Петербурге, Москве, Сочи, Нижнем Новгороде и Тюмени. Кроме того, ретейлер развивает интернет-магазин с доставкой по всей России.
Slow fashion (медленная мода) – подход к потреблению одежды и аксессуаров, когда люди стремятся приобретать только качественные вещи с длительным сроком использования, при производстве которых соблюдался принцип этичного отношения к окружающей среде. Это выбор в пользу вещей из органического и возобновляемого сырья.
Деятельность Urbantiger по продаже повседневной и спортивной одежды началась с интернет-магазина, но за три года появилась сеть собственных розничных торговых точек в разных городах России. Как отмечает руководитель компании Анастасия Пиорунская, к началу пандемии доли онлайн- и офлайн-направлений в работе компании были практически равны, планировалось открытие новых точек продаж. Однако к концу марта в связи с пандемией все 14 офлайн-магазинов бренда закрылись, что сильно отразилось на финансовых показателях и планах по дальнейшему развитию.
«Мы небольшая компания, и по нам пандемия очень сильно ударила. Компания была вынуждена отступить на два шага назад. Когда закрылся офлайн, конечно, мы на себе это сразу ощутили. Наши сотрудники, которые работали в магазинах, по-прежнему продолжали получать зарплату, мы по-прежнему платили аренду».
По словам Анастасии Пиорунской, сотрудники и руководство компании до последнего не верили, что новая коронавирусная инфекция может привести к такому жесткому режиму ограничений.
«Мы не могли поверить, что это может случиться. И когда началась пандемия, у меня случилась паника, потому что для меня розница – это то, чем я занимаюсь всю жизнь. Я честно могу сказать, это было не просто трудно, это было супертрудно».
Однако у руководства Urbantiger не было времени на переживания. С первых дней пандемии оно начало перестраивать свой бизнес под новые условия. Задачей было не только найти дополнительные источники дохода, но и поддержать своих сотрудников. Анастасия Пиорунская отмечает, что на руководителях компании лежит двойная ответственность: они должны думать не только о себе и своих близких, но и о своих подчиненных. Поэтому в пандемию особое внимание уделялось безопасности и моральному состоянию команды.
«Я считаю, что на мне лежит двойная ответственность: за здоровье не только своих родных, но и за людей, за которых я отвечаю, за сотрудников. Я всегда стараюсь свою команду каким-то образом поддерживать. Моя задача – обезопасить их, чтобы они чувствовали себя комфортно, спокойно, могли эффективно работать, а не переживать, будет ли у них завтра работа. Я должна сделать все, чтобы она у них была».
Поначалу было особенно нелегко. Процесс адаптации осложнялся чувством неопределенности и нарастающей паникой, не были понятны сроки снятия ограничений и меры поддержки бизнеса со стороны государства.
«Мне до сих пор страшно – и как руководителю, и как человеку, потому что очень тяжело что-то планировать. Когда ты не знаешь, что будет дальше, тревога усиливается. И мне нужно сдерживать себя, чтобы не транслировать эту тревогу на сотрудников».
Сотрудники, чьи должностные обязанности позволяют работать в удаленном режиме, в конце марта были переведены на работу из дома.
«У нас в офисе было буквально три человека. Мы настроили удаленный доступ и начали работать из дома. Потом, где-то в начале июня, стали приходить в офис через день. А сейчас мы уже полностью вернулись к привычному режиму работы, но с масками, со всеми предосторожностями».
Антикризисные меры
Компания смогла договориться со многими арендодателями о снижении платежей как на период ограничений, так и на следующие месяцы. В большинстве случаев она оплачивала только эксплуатационные расходы. При этом некоторые торговые центры, по словам Анастасии Пиорунской, до сих пор находятся в режиме карантина и не выходят на связь.
«Это очень хороший пример того, как бизнесы в горе сплачиваются. Человеческое отношение не пропало. Арендодатели понимают, в какой ситуации мы оказались. Мы смогли договориться со многими из них, хотя по договорам нам все могли отказать».
На момент введения ограничений у компании уже была закуплена сезонная коллекция для всех магазинов сети, в результате товар оказался практически невостребованным. Поэтому первое, что сделала компания, – стала усиленно развивать онлайн-магазин: расширять географию доставки, дорабатывать сайт, заниматься новой упаковкой.
«Мы достаточно серьезно занялись улучшением бизнес-процессов внутри интернет-магазина и тех маркетплейсов, в которых мы представлены, для того, чтобы увеличить там продажи. Мы этим занимались и раньше, но из-за текучки, операционки какие-то вещи откладывались».
К развитию интернет-направления были привлечены и некоторые сотрудники из закрывшихся магазинов. Однако большинство продавцов на период пандемии все же оказались в вынужденном отпуске с сохранением заработной платы.
«Продавцов офлайн-магазинов мы не могли чем-то занять, потому что у них квалификация другая, они многого не знали. Отчасти мы их привлекали для интернет-магазина, а в основном, можно сказать, они отдыхали все это время, ждали, когда магазины откроются».
Следующим шагом, направленным на поддержание продаж, стало введение скидок и промоакций.
«Чтобы поддерживать спрос, мы все время устраивали какие-то активности у себя в интернет-магазине. Нам пришлось делать скидки, поэтому наша маржа стала ниже, чем мы планировали».
Кроме того, с началом эпидемии COVID-19 компанией было принято решение отказаться от планов по выпуску новой коллекции горнолыжных костюмов и сосредоточить все силы на поиске альтернативных вариантов применения своих знаний и технологий.
«Так как мы бренд технологичной одежды, мы поняли, что, скорее всего, продажи, которые мы планировали, будут несколько другими. Да и планировать что-то в тот момент было страшно, мы даже не знали, когда мы выйдем».
Имея опыт в разработке технологичных многофункциональных тканей и одежды из них, руководство компании приняло стратегическое решение: направить все свои ресурсы на создание средств индивидуальной защиты для медицинского сектора.
«Для нас, для нашей розничной компании, для фешен-бренда– это новый бизнес. Мы не понимали ничего в медицине, не знали, какие надо проходить тесты, куда бежать, что делать, но общая сплоченность позволила нам создать действительно хороший продукт».
В начале бренд Urbantiger запустил производство и продажу защитных масок. И уже следующим шагом стала разработка медицинского костюма.
«Мы хотели создать идеальную маску. Те, кто носит маски, знают, что многие маски лезут на глаза, давят на уши. Одно дело, когда ты час в ней ходишь, а другое – когда целый день. И тут нужно, чтобы ты ее не замечал».
Новое направление работы позволило компании получить кредит на производство, что помогло удержаться на плаву в этот сложный период. Однако другими мерами поддержки бизнеса, по словам Анастасии Пиорунской, компании воспользоваться не удалось.
«Я даже боюсь представить, что было бы, если бы этого проекта не было. Возможно, что и нас уже не было бы. Мы получили очень выгодный кредит на наши медицинские изделия, на их производство, отчасти нам это помогло. Но никаких других преференций нам получить не удалось. Я не могу сказать, что новое направление решило все наши проблемы, но оно как-то компенсировало наши потери».
Поиск новых ниш – одна из наиболее эффективных стратегий адаптации в кризисное время. В период резкого изменения образа жизни населения у компаний появляются возможности для создания новых востребованных продуктов и привлечения новой аудитории. Это может выражаться в выпуске товаров, как связанных с основным профилем предприятия, так и не связанных с ним.
В выигрыше оказываются те компании, которые могут оперативно сориентироваться и наладить производство востребованных, дефицитных товаров. В период пандемии коронавируса такими товарами стали средства индивидуальной защиты. В связи с чем многие компании приняли решение переориентировать производство именно в этом направлении и тем самым включиться в борьбу с вирусом.
Восполнять возникший дефицит средств индивидуальной защиты и профилактики в первую очередь взялись компании, имеющие опыт производства смежной продукции. Ранее ФОМ уже рассказывал о парфюмерном проекте «Библиотека ароматов», который вместо духов начал выпускать антисептики с разными ароматами, и рекламном агентстве VS-Group в Екатеринбурге, которое в период пандемии также стало выпускать антисептики и шить маски.
Компания Urbantiger пошла еще дальше. Имея опыт в разработке технологичных тканей и одежды, она запустила пошив костюмов для врачей, работающих в «красной зоне».
Производство медицинских костюмов: от идеи до первых поставок
Идея создать медицинский костюм пришла сотрудникам компании в самом начале пандемии. Как отмечает Анастасия Пиорунская, принятию решения переориентировать производство поспособствовал запрос из Минпромторга. Министерство обратилось к компаниям, которые занимаются профессиональной одеждой, с просьбой помочь в обеспечении врачей, работающих с пациентами, зараженными коронавирусом, средствами индивидуальной защиты. На тот момент в России выпускались или завозились из Китая в основном одноразовые костюмы, так что проблема их нехватки была предельно острой.
«Спрос рождает предложение. Когда стало понятно, что средств индивидуальной защиты не хватает, Минпромторг стал обращаться к компаниям с вопросом, могут ли те чем-то помочь. Это был такой маленький толчок. Мы, посоветовавшись с нашими экспертами в Европе, решили делать медицинские костюмы».
Ключевые характеристики тканей Urbantiger – высокая прочность, износостойкость, защита от ветра, воды и загрязнений. Первым шагом компании стала их проверка на устойчивость к бактериям. Для этого представители бренда обратились в Научно-исследовательский институт дезинфектологии Роспотребнадзора и по результатам тестирования получили подтверждение качества.
«Мы прошли тестирование ткани в НИИ дезинфектологии Роспотребнадзора, и нам сказали, что она не пропускает бактерии. После этого к нам стали поступать запросы на костюмы».
Используя свои знания в пошиве горнолыжной экипировки, компания разработала первую конструкцию медицинского костюма и попросила врачей поделиться впечатлениями от его использования. После доработки модель прошла проверку и получила регистрационное удостоверение Росздравнадзора. Ранее аналогичное удостоверение компания получила на производство медицинских масок.
«Сшив первую версию нашего костюма, мы отдали его врачам. И уже они нам сказали, что нужно доделать».
В начале апреля компания перепрофилировала свои швейные мощности и на основе лыжной ткани запустила в массовое производство костюмы с надежным покрытием, защищающим от инфекций.
«Мы буквально за две недели переориентировали производство и начали шить медицинские костюмы из той ткани, которая была изначально создана для наших горнолыжных костюмов».
Медицинский костюм Urbantiger внешне напоминает горнолыжный. При этом он полностью герметичен за счет проклейки швов и специальной молнии, которая защищает от проникновения опасных биологических жидкостей. Анастасия Пиорунская отмечает, что сейчас в России мало кто применяет эту технологию, поскольку для этого необходимо особое оборудование.
«Несмотря на то что ткань не пропускала влагу и бактерии, швы могли пропускать, поскольку там были обычные нитки. А костюм должен был быть полностью герметичным. Поэтому мы проклеили все швы и вставили герметичную молнию».
Кроме того, костюм многоразовый и выдерживает большое количество дезинфекций без потери защитных свойств, что важно в условиях работы с COVID-19.
«Если человек выходит из «красной зоны» и есть возможность обработать его дезинфицирующим средством прямо в костюме, чтобы снятие было наиболее безопасным, то, мне кажется, что это очень хорошо».
Ткань, из которой шьются такие костюмы, не допускает перегрева. Поэтому еще одна важная отличительная особенность костюма – в нем комфортно работать в закрытых боксах и операционных даже долгое время.
«Его особенность в том, что он дышит, в отличие от противочумных костюмов. В России раньше никто над этим не думал, потребности не было. Но, когда врачам приходится каждый день входить в «красную зону», это очень важно».
Анастасия Пиорунская отмечает, что Urbantiger стала первой компанией, прошедшей все тестирования и подтверждения качества изделия. Сейчас костюм тестируется уже в Европе.
«Мы были первые в России, кто получил регистрационное удостоверение в Росздравнадзоре. А дальше все российские компании пошли по нашему пути. Мы до сих пор занимаемся подтверждением и прохождением разных тестирований этого костюма. Сейчас он тестируется в Европе. Это сложный процесс, который мы всей командой изучаем, чтобы все сделать правильно».
Заказчиками костюмов выступают медучреждения из разных регионов страны, например из Ростовской области, Владивостока, Северной Осетии.
«Спрос показал, что он действительно хороший. В апреле мы работали практически безостановочно. Как только у нас был готов какой-то объем, мы его мгновенно отгружали. Сейчас уже, конечно, ажиотаж спал, да и мы видим, что кривая заболеваемости уходит вниз».
«Работа в состоянии аффекта» – как команда справлялась с новыми задачами
Период пандемии стал серьезным испытанием для всей команды Urbantiger.
«Пандемия нас сильно подкосила. И мы до сих пор не знаем, что будет дальше. С розничными магазинами, с брендом. Мы не понимаем, какая будет экономическая ситуация в стране, все очень зыбко».
Продавцы были вынуждены провести это время без работы. При этом руководство компании старалось оставаться с ними на связи, проводило информационные и обучающие собрания.
«С сотрудниками магазинов мы всегда старались поддерживать связь, обучать их чему-то, как-то сохранять у них интерес. Потому что потом достаточно сложно обратно войти в эту колею, особенно если ты продавец».
В то же время многим офисным сотрудникам пришлось осваивать новые функции и работать в ненормированном режиме. В пандемию продакт-менеджеры компании узнали много нового о процессе закупок, оформлении документации и нюансах работы в медицинской сфере. А сама Анастасия Пиорунская в это время занималась не только руководством компанией, но и активно участвовала в организации продаж медицинских костюмов, что стало для нее личным вызовом.
«Мы все в жизни что-то преодолеваем, ведь каждый из нас чего-то не умеет, чего-то боится. Я, например, превратилась в менеджера по продажам: сидела на телефоне целый день и разговаривала с губернаторами, с управлениями Росздравнадзора и Минздрава. Я не люблю много разговаривать с людьми, мне это очень тяжело дается. И когда мне приходилось практически ежесекундно разговаривать по телефону с незнакомыми людьми, для меня это был огромный стресс, мне постоянно приходилось преодолевать себя».
Анастасия Пиорунская признается, что для нее и ее команды последние пять месяцев оказались очень тяжелыми, однако она видит и позитивные стороны в такой экстремальной ситуации. По ее словам, стрессовые моменты всегда мобилизуют и показывают потенциал команды.
«Я точно знаю, что вся эта ситуация нас сплотила. Те процессы, которые раньше длились месяцами, теперь проходили за считаные дни. Мы постоянно были заняты, у нас просто не было времени на то, чтобы думать о том, как нам плохо. В такие моменты ты понимаешь, что можешь гораздо больше, чем ты делаешь в принципе, это какое-то состояние аффекта. Конечно, в таком режиме все время работать нельзя, но в целом, я считаю, мы справились».
Кроме того, выйдя из зоны комфорта, компания пересмотрела стратегию и обрела мотивацию для дальнейшего развития.
«Мне кажется, что такой режим работы очень бодрит. И я всегда говорю своим сотрудникам, что там, где скучно, вы никогда ничему не научитесь. Я очень люблю сложные задачи и стараюсь подбирать людей, которые легко загораются новыми идеями. Когда тебе все время нужно искать какие-то решения – это очень сильно мотивирует двигаться вперед».
Немаловажными в этой работе были чувство социальной ответственности, понимание значимости вклада компании в борьбу против вируса. Особенно ценными стали отзывы и благодарности от врачей.
«Работа шла в режиме 24/7, потому что мы понимали, что это нужно сейчас, а не через две недели, что это может спасти чью-то жизнь. Это накладывает большую ответственность. И, конечно, это очень мотивировало меня и мою команду, больше, чем любые слова».
Проект по пошиву медицинских костюмов позволил компании не сокращать штат сотрудников. Более того, для увеличения темпов работы были временно привлечены дополнительные ресурсы. Однако, несмотря на высокую загрузку офисных сотрудников, увеличивать численность штата компания не стала, чтобы не повышать расходы.
«Мы взяли больше новых швей на подрядную работу, но, если говорить об офисе, мы все делали сами, своими силами. Кроме того, так как началась пандемия, мы не заполняли те вакансии, которые у нас были. У нас небольшой коллектив, не больше 40 человек, и, соответственно, небольшие расходы внутри бэк-офиса».
«Мы не планируем останавливаться» – перспектива выхода компании на европейский рынок
Говоря о планах на будущее, Анастасия Пиорунская отмечает, что несмотря на востребованность и широкую известность, которую получили медицинские костюмы, компания не намерена делать их производство одним из своих основных направлений. Бренд Urbantiger намерен вернуться к более традиционным направлениям. А проект в медицинской сфере будет сохранен как технология и сможет быть запущен в любой момент в случае возникновения необходимости.
«Мы не планируем развивать это направление, но с юридической точки зрения он останется. Сейчас все говорят о второй волне. Мы не знаем, будет она или нет, но мы готовы к тому, что, если будет нужно, мы легко вновь поднимем этот проект».
В ближайшее время компания намерена продолжить развитие онлайн-направления и вернуться к планам по развитию розничной сети.
«Мы планировали расширение розничной сети, но, учитывая ситуацию, нам пришлось это приостановить. Поэтому, когда ситуация изменится, мы продолжим развитие в этом направлении».
Кроме того, бренд ставит амбициозные цели по выходу на новые рынки. Большим шагом в развитии Urbantiger может быть эксклюзивный контракт на экспорт продукции в Японию. Переговоры в этом направлении велись давно, но пандемия нарушила планы, а сейчас компания намерена к ним вернуться. Также Urbantiger планирует начать продажи в Европе.
«У нас есть огромное количество проектов, которые дадут нам толчок развиваться дальше. Мы с декабря ведем переговоры с Японией. В сентябре планируем участвовать в выставке и заключить эксклюзивный контракт на продажу одежды у них. Потому что по стилистике мы очень подходим для Японии: минимализм, не очень яркие цвета и так далее. Плюс у нас есть большой проект выхода на европейский рынок – через поп-ап сторы и выставки, которые мы уже планируем, или через Amazon».
Поп-ап сторы (Pop-Up Store) – формат временных торговых точек. Особенность концепции заключается в том, что магазин открывается на короткий промежуток времени (от нескольких часов до нескольких месяцев). Временные магазины можно увидеть в фойе торговых центров, кинотеатров или на улице.
По словам Анастасии Пиорунской, пандемия актуализировала тему экологичного потребления, заставила людей задуматься о собственных потребностях, о планете и экономии ресурсов. В ближайшем будущем снижение доходов населения и удаленная работа, вероятно, будут способствовать популярности удобных вещей из технологичных тканей, которые служат долго.
«Сейчас вся отрасль, мировая индустрия, стала стремиться к экологичности, к использованию технологичных тканей. Это все пришло в пандемию. А бренд Urbantiger таким и создавался, мы немного из будущего. Раньше многие нас не понимали или скептически относились к нам. Теперь это стало трендом».
В целом Анастасия Пиорунская отмечает, что компания с достоинством пережила все трудности пандемии, и дает позитивный прогноз по развитию бренда в будущем. Залогом успеха компании являются сплоченная команда, принципы социальной ответственности, заложенные в концепции бренда, и стремление пробовать что-то новое.
«Наши глобальные изменения – это наши проекты, которые мы реализуем. Я считаю, что это новый виток и толчок к нашему развитию. Мы не планируем останавливаться. Наша основная цель – искать новые рынки и новые возможности. То есть то, чего раньше мы боялись или до чего не доходили руки, теперь воплощается в жизнь».
Модная индустрия оказалась одной из отраслей, сильно пострадавших от пандемии. Самоизоляция и смена потребительского поведения подтолкнули игроков рынка в кратчайшие сроки менять стратегии. При этом производства, связанные с госсектором, униформой, спецодеждой, пострадали чуть меньше, так как смогли переориентироваться на пошив спецодежды для врачей или защитных масок. По мере распространения пандемии и роста числа заболевших коммерческие предприятия активно подключались к решению проблем, с которыми столкнулась система здравоохранения.
Однако стоит понимать, что такого рода товары имеют короткий жизненный цикл: они были востребованы в самом начале пандемии, а к середине мая спрос на них стал резко падать, и сейчас перчатки и маски можно купить практически везде.
Тем не менее именно начальный период был наиболее сложным для бизнеса как в финансовом, так и в моральном плане. Пандемия коронавируса парализовала привычную деятельность многих компаний, бизнесы потеряли выручку, а в коллективах начиналась паника. Наличие дела, приносящего реальный доход, помогло поддержать мотивацию сотрудников и частично компенсировать финансовые убытки. Компании обеспечили своих сотрудников работой, а всех остальных – средствами для борьбы с эпидемией. Кроме того, работа над средствами индивидуальной защиты увеличила востребованность швей и технологов.