Исследовательский комментарий на основе глубинных интервью с руководителями бизнесов разных размеров и из разных отраслей. В период пандемии практически каждая компания столкнулась с неизбежностью изменений в своей деятельности. Режим самоизоляции и ограничения в работе спровоцировали возникновение новых бизнес-процессов и трансформацию старых. Как именно адаптировались компании?
В ходе исследования ФОМ пообщался с 30 руководителями компаний. На основе их рассказов мы смогли выделить шесть разных способов удержаться на плаву и начать новый виток развития бизнеса в условиях ограничений или после их снятия.В первой части исследовательского комментария мы рассмотрим кейсы компаний, которым пришлось частично закрыть бизнес (способ адаптации №1) или приостановить деятельность до снятия ограничений (способ №2).
Способ адаптации №0: закрыть бизнес полностью
Некоторые компании не успели вовремя среагировать и перестроиться, и их владельцы приняли решение закрыть бизнес полностью. Среди наших интервью таких случаев нет, поскольку мы изначально отбирали руководителей бизнесов, которые в кризис проявили устойчивость и остались на плаву. По словам некоторых из наших собеседников, закрытие большого числа бизнесов в разных сферах – настоящий вызов для тех, кто решил во что бы то ни стало продолжать свою деятельность. Да, с одной стороны, на рынке становится меньше старых конкурентов. Но с другой стороны, в этот период приходят новые игроки, что заставляет компании всерьез задуматься о качестве своих товаров и услуг: в таких условиях выживает сильнейший. Так или иначе, многие руководители отмечают, что такое обновление бизнес-среды – полезный и естественный для экономики процесс.
Способ адаптации №1: частично закрыть старый бизнес, отказаться от неработающих активов, открыть новый бизнес
Из всех рассмотренных в исследовании кейсов проект Yoga_Method – единственный пример такого решения. Основным следствием пандемии для проекта стало закрытие студии йоги в Москве: ее владелец Михаил Павлов решил отказаться от неперспективного на тот момент актива. В дальнейшем он намерен открыть новую студию, когда будут ясны условия на рынке недвижимости, переживающем существенные трансформации в период пандемии.
Занятия в студии йоги были отменены еще в середине марта, а в середине апреля и вовсе пришлось отказаться от помещения. По словам владельца студии, это решение не было тяжелым.
Михаил Павлов, проект Yoga_Method: «Закрытие студии – это, прежде всего, работа с активом. Как человек бизнеса я понимал, что можно было продолжать финансировать студию из своих средств, из средств кредитных, инвестиционных, можно было найти разные формы продолжения работы. Ситуация не была критичной. Это был вопрос ликвидности и перспективности актива, который мне больше не виделся таковым».
Закрытие студии помогло владельцу бизнеса перераспределить силы и сфоокусироваться на развитии онлайн-сегмента – наиболее преспективного направления деятельности в течение апреля и мая 2020 года.
Михаил Павлов, проект Yoga_Method: «В начале пандемии был взрывной запрос на онлайн и гигантская посещаемость классов и семинаров. Народ скупал все и за любые деньги. В период майских праздников эта синусоида пошла на спад. Сейчас происходит стагнация».
Выражая установку «мне не хотелось расходовать себя за три копейки», герой интервью переосмыслил собственные приоритеты, поставил во главу угла качество оказываемых его бизнесом услуг. Именно это стало конкурентным преимуществом компании, в сфере деятельности которой рынок был перенасыщен предложениями. При создании онлайн-школы по йоге и здоровому образу жизни, была грамотно выстроена воронка продаж. Ежедневные тренировки по йоге проект предлагал своим клиентам бесплатно, и у этого продукта была очень широкая аудитория. Для желающих углубить знания в том или ином направлении (гимнастика йоги, дыхательные упражнения, здоровое питание, работа с речью и голосом) преподаватели проекта создали платные авторские онлайн-курсы.
Способ адаптации №2: выжидать, планировать рестарт после снятия ограничений
Часть организаций в период ограничений придерживались выжидательной стратегии, делая сопутствующую работу, до которой не доходили руки в «мирное время». Выбор такого подхода во многом обусловлен сферой деятельности компаний: в том, что невозможно перенести в онлайн, приходится делать паузу.
Так, салон красоты Martori был вынужден взять паузу с самого начала пандемии. Руководитель салона Мария Шакова приняла решение остановить в том числе онлайн-продажу средств для ухода за волосами и украшений из салона, чтобы сократить любые взаимодействия с клиентами (даже «курьер–покупатель»). Ей важно было показать своим сотрудникам пример ответственной социальной позиции: «Лучше сейчас потерять деньги, но спасти чьи-то жизни». В период пандемии команда салона занялась формированием имиджа компании в социальных сетях, до чего раньше не доходили руки.
В схожей ситуации оказались маникюрные салоны «Пальчики» в Самаре. Режим самоизоляции в этом регионе длился недолго (две недели), и на это время команда салона приостановила работу. Рестарт после снятия ограничений, даже при условиях такого сравнительно небольшого перерыва, дался компании нелегко. Маникюр – услуга, на которой многие клиенты начинают экономить в условиях кризиса. Еще одна проблема – домашние мастера, которые уводят клиентов из салонов. Это существенно осложняет введение бизнеса в режим самоокупаемости, тем более – получения прибыли.
Александра Давыдкина, маникюрный салон «Пальчики»: «Люди не перестают покупать продукты во время карантина, но стричься или делать маникюр в салонах перестают. Первые две недели у нас был вал гостей, а потом он закончился. Многие наши клиенты либо уже сходили к домашним мастерам, либо боятся выходить из дома, либо у них непонятная ситуация с финансами. Недавно у нас было всего два гостя. Это катастрофа».
Для концертной площадки «Дом печати» в Екатеринбурге месяцы пандемии оказались особенно непростыми. Арендодатель помещения отказался делать скидку или предоставлять арендные каникулы на время паузы в работе заведения. По словам арт-директора «Дома печати» Семена Гальперина, если клуб потеряет помещение, возродиться он уже не сможет, что существенно повлияет на культурную жизнь Екатеринбурга.
Все концерты пришлось перенести на осень и ждать момента, когда массовые культурные мероприятия вновь разрешат в Свердловской области. Команда «Дома печати» продолжила планировать мероприятия, однако некоторые котрудники остались не занятыми на время пандемии.
Семен Гальперин, концертная площадка «Дом печати»: «В коллективе работают уникальные люди, и нам бы хотелось его сохранить. Кажется, что организация концертов – это не сложно: встретил артистов в аэропорту, привез в отель. На деле все гораздо сложнее. На рынке труда непросто найти людей, которые умеют делать концерты, ведь в этой работе очень много нюансов, особенно по промокампаниям. Есть всего пара факультетов и бизнес-школ, где этому обучают. Но чтобы стать настоящим профессионалом, после обучения нужна длительная стажировка или работа».
Как и большинство компаний, придерживающихся выжидательной стратегии, «Дом печати» продолжал работу с клиентами, не связанную с получением прибыли. Для того чтобы оставаться на связи с аудиторией, поддерживать артистов и продолжать организацию музыкальных мероприятий, команда «Дома печати» совместно с радиостанцией «Наше радио» в Екатеринбурге провели онлайн-марафон под девизом «Я буду ждать свою музыку». В трансляции участвовали известные музыканты, а зрители могли подключиться в любой момент и слушать любимых исполнителей. Было проведено также несколько вечерних прямых трансляций с сетами самых популярных диджеев города.
Основная деятельность компании IRONSTAR – организация массовых забегов и триатлонов. С началом пандемии компании пришлось остановить работу. Руководители IRONSTAR вынуждены были дожидаться изменений и действовать, исходя из них. Онлайн-форматы, которые освоила компания за время пандемии, также помогли поддерживать работу с целевой аудиторией бренда. Однако, по мнению Максима Журило, совладельца организации, такие форматы совершенно не заменяют офлайн-мероприятий.
Максим Журило, спортивная компания IRONSTAR: «Мы ожидаем, что какие-то ограничения со временем снимут, и мы вернемся. Естественно, мы делаем разного рода онлайн-форматы: 13 апреля прошел первый онлайн-триатлон. Но это точно не заменяет массовых спортивных мероприятий, которые мы проводили».
***
Про остальные способы адаптации рассказываем во второй и третьей части комментария:
***
Подробнее о кейсах, рассмотренных в сюжете: