• к-Темы
  • 02.10.20

Деньги нужны, чтобы их тратить?

Как повлияла пандемия на отношение россиян к сбережениям

qr-code
Деньги нужны, чтобы их тратить?

С марта по сентябрь до 29% (на 5 п.п.) выросла доля россиян, считающих более целесообразной стратегию покупки дорогостоящих товаров, а не осуществление накоплений. Доля придерживающихся противоположного мнения немного снизилась (до 52%). При этом об уменьшении семейных сбережений в сентябре сообщили 25% имеющих накопления – на 8 п.п. больше, чем в марте. 

Приведены результаты квартирных опросов ООО «инФОМ», проведенных по заказу Банка России. Полные отчеты с результатами измерений доступны на сайте Банка России

Сберегательные настроения и наличие сбережений

С середины 2015 года более половины россиян полагали, что свободные деньги лучше сберегать, и около четверти придерживались противоположного мнения: надо тратить на крупные покупки. Причем, если доля разделяющих первое мнение с 2016 до начала 2020 года в среднем за год составляла 55–56% (55% в марте), то доля придерживающихся второго сокращалась с 33% в среднем за 2016 год до 27% за 2019 год, составив в итоге в марте, перед пандемией, 23%. Соответственно снижению доли отдающих предпочтение потреблению увеличивался и разрыв между обоими показателями. В 2016 году он составлял в среднем 22 пункта, в 2019 году – 29 пунктов. Судя по полученным новым данным квартирных опросов, ситуация несколько изменилась.  В сентябре по сравнению с мартом разрыв между обеими позициями сократился из-за снижения доли отдающих предпочтение сбережениям (хотя по-прежнему их более половины – 52%) и одновременного роста доли их оппонентов до 29%. 

На росте доли предпочитающих крупные траты, характеризующей позитивные потребительские настроения, могло сказаться оживление потребления, которое проявилось как в банковской статистике, так и в результатах ответов на вопросы о потребительском поведении*.

Немаловажной причиной некоторого ухудшения сберегательных настроений является снижение ставок по депозитам. На это указывает заметное падение к сентябрю доли считающих, что сегодня деньги целесообразнее хранить на счете в банке, при одновременном росте доли сторонников наличности. 

Таким образом, изменение предпочтений между сбережением и потреблением вызвано, скорее всего, не выгодностью последнего в текущих условиях, а нецелесообразностью хранения денег в банках и отложенным спросом. Также существенным фактором может являться желание иметь под рукой наличные средства в период неопределенности, вызванной пандемией.

Несмотря на некоторое ухудшение сберегательных установок, 25% россиян удается откладывать деньги в течение месяца, и эта цифра значимо не изменилась по сравнению с допанедмическим показателем. То же самое можно сказать и о доле сообщивших о наличии накоплений в семье (в сентябрьском опросе таковых 33%). 

Изменение величины сбережений

Однако сбережения россиян сокращаются. Судя по данным телефонных опросов, заменивших квартирные опросы в период действия ограничений, почти трети россиян пришлось потратить сбережения во время пандемии (большинству – частично, 8% – полностью). Поэтому неудивительно, что в сентябре до 25% (против 17% в марте) выросла доля сберегателей, чьи запасы за прошедший год уменьшились. Столь высоким этот показатель не был с марта 2017 года. Об увеличении объема сбережений сообщают 22% имеющих накопления – это минимальное значение за тот же временной период. Чуть больше половины, 52%, говорили о неизменности суммы сбережений за прошедший год, что незначительно ниже, чем в марте. 

Существенных изменений в прогнозах динамики объема сбережений с марта не произошло – эти показатели меняются гораздо медленнее. Увеличения запасов ожидают 32% сберегателей, сохранения на прежнем уровне – 40%, уменьшения – 15%. 

________________

Источник данных: 4–91-я волны опросов «Измерение инфляционных ожиданий и потребительских настроений на основе опросов населения», выполненных по заказу Банка России. Каждая волна: стандартизированный опрос населения 18+ (метод – интервью по месту жительства в режиме face-to-face). В каждом опросе – не менее 2000 респондентов, 105 населенных пунктов в 55 субъектах РФ. Статистическая погрешность не превышает 3,3%. 

Наталья Гашенина

Поделитесь публикацией

  • 0
  • 0
  • 0
© 2020 Фонд Общественное Мнение