Ирина Родченко – об онлайн-коммуникации, индивидуализации обучения и уроках пандемии
Компания IGRO, расположенная в Санкт-Петербурге, проводит тренинги по эффективной речевой коммуникации в бизнесе. Ее сотрудники обучают слушателей публичным выступлениям, грамотной устной и письменной речи, аргументации, этикету, деловой переписке.
Ирина Родченко – генеральный директор компании IGRO, консультант и тренер по публичным выступлениям.
Пандемия коронавируса потребовала от владельцев бизнесов пересмотра стратегий, а также трансформации привычных форматов работы. По словам Ирины Родченко, в начале пандемии было трудно поверить в то, что будут введены жесткие ограничения и компании-клиенты переведут своих сотрудников на удаленную работу. Как только это случилось, коллектив IGRO начал перестраивать действующие программы обучения на онлайн-формат.
«В силу специфики нашей деятельности было очень много сложностей. Сначала мы, конечно, ждали и надеялись, что нас не закроют. Это было что-то невероятное, когда клиенты стали переходить на дистанционную работу. И буквально за три дня мы перевели все образовательные программы на рельсы онлайна».
Сравнивая финансовые показатели бизнеса в 2020 году с допандемическими, Ирина Родченко отмечает, что этот год был самым успешным за последние пять лет. Компании удалось не только сохранить всех клиентов, но и увидеть новые возможности. В связи с увеличением количества задач появились и новые сотрудники.
«Учитывая все сложности, мы взяли новых сотрудников. Несмотря на то что по объему работ компания достаточно большая, по числу сотрудников это нанобизнес. Появилось много интересных проектов, и мы благодаря пандемии расширили свои возможности. Как говорится, кому война, а кому мать родна.
По словам Ирины Родченко, рабочие процессы компании не претерпели особых изменений, однако стали более структурированными. Гендиректор компании IGRO отмечает, что если раньше в ведении бизнеса преобладал творческий подход, то в ситуации пандемии понадобилась четкость действий.
«Ничего не изменилось в плане процессов. Мы всю жизнь балансируем где-то между бизнесом и творчеством. А в период пандемии потребовалось собраться и стать более четкими, поэтому компания стала более структурированной. Это, безусловно, пошло нам на пользу».
Ирина Родченко подчеркивает, что, хотя живое взаимодействие играет важную роль в обучении ораторскому мастерству, дистанционный формат имеет свои плюсы, которые сложно реализовать в очных программах. Например, благодаря онлайну появилась возможность неформального общения участников курса. Если в офлайне они взаимодействовали только в рамках занятий, то в онлайне создавался отдельный чат для группы, где участники могли обмениваться информацией и обсуждать разные вопросы вне встреч и после окончания курса.
«До пандемии я, наверное, была последним человеком, который согласился бы работать онлайн. Потому что правильной речи нелегко обучать без живого взаимодействия. Тем не менее определенные плюсы в некоторых вариантах онлайн-программ мы тоже обнаружили. Например, удалось сделать так, чтобы взаимодействие с участниками происходило и вне наших встреч. В онлайне для того, чтобы слушатели были группой, мы общаемся в чате».
Учитывая преимущества онлайн-формата, гендиректор компании IGRO внедрила практику индивидуальной работы со слушателями. Именно онлайн-формат, по словам Ирины Родченко, позволяет более детально прорабатывать содержание и структуру финальных выступлений слушателей. Благодаря этому они демонстрировали хорошие результаты, которые, по мнению Ирины Родченко, выгодно отличались от выступлений в финале очных курсов.
«Участники с первого по последнее занятие готовят выступление. За счет того, что на онлайн-курсе есть ограничения по числу слушателей, мне удается индивидуально поработать с каждым в течение двух недель. Слушатели получают позитивный опыт и готовятся по правильному алгоритму. В онлайне необязательно уделять внимание работе со страхом, постановке рук и ног, зато можно проработать содержание выступления, язык и структуру, что очно удается сделать далеко не всегда. И должна сказать, что я никогда не слышала настолько красивых и проработанных выступлений, как в финале онлайн-курсов».
О повышении спроса на курсы по постановке речи и голоса, преимуществах онлайн-формата и будущем рынка коучинга читайте в интервью с Сергеем Васильевым, создателем образовательного проекта «ХаризмаЛаб».
С резким переходом в онлайн возросла потребность в расширении образовательных программ. Ирина Родченко отмечает, что в новых условиях стало необходимым обучать не только ораторскому мастерству, но и принципам онлайн-коммуникации. По ее словам, онлайн-коммуникация стала серьезным вызовом даже для опытных ораторов.
«Даже для таких опытных людей, как мы, необходимость действовать и говорить в онлайне стала вызовом. После первых тренингов многие из нас отлеживались: полтора часа проводишь тренинг, потом просто набираешься сил, потому что онлайн-коммуникация требует большей отдачи, эмоций и т. д.».
Для того чтобы участие онлайн-слушателей в тренинге было полноценным, необходимо прилагать дополнительные усилия. Взаимодействие в онлайн-среде, по мнению Ирины Родченко, требует владения определенными навыками, среди которых – умение управлять своим голосом, интонацией, а также структурировать текст так, чтобы он легко воспринимался на слух. Кроме того, становятся востребованными такие компетенции, как способность ясно и четко выражать мысли, умение заинтересовать аудиторию.
«Одна моя клиентка, преподаватель вуза, сказала, что в онлайне трудно работать, потому что слушателей как будто нет. Но то, что они не включают камеру, не значит, что их нет. При этом мы понимаем, что слушателям, когда мы с ними разговариваем, могут приходить сообщения, почта и т. д. Наша задача – сделать так, чтобы они сделали выбор в пользу курса. Соответственно, нужны особые умения в управлении своим голосом, интонацией. Важно сделать такой плотный и интересный текст выступления, чтобы от него нельзя было оторваться».
Ирина Родченко считает, что период пандемии стал своеобразной лакмусовой бумажкой. К онлайн-среде не смогли приспособиться те, кто и в очном формате не умел удерживать внимание аудитории и не стремился развивать навыки публичных выступлений. Те, кто были настроены решительно, смогли приспособиться к онлайн-формату и овладеть необходимыми компетенциями.
О том, какие еще компетенции нужны сотрудникам компаний в пандемию и пригодятся после нее, читайте в исследовательском комментарии «Рынок труда в эпоху COVID-19: какие навыки оказались востребованными в кризис».
Во время кризиса основное давление приходится на руководителя компании. Ирина Родченко признает, что в первые дни самоизоляции ей было нелегко справиться со стрессом. В начале 2020 года у компании уже было составлено расписание тренингов до середины следующего года, но с наступлением пандемии запланированные курсы пришлось отменить. Ирина Родченко отмечает, что настрой руководства играет важную роль в выживаемости бизнеса. Вместо того чтобы тратить время на переживания, руководителю удалось поддержать рабочие процессы и придать уверенность своей команде.
«Как владелец компании я все время думала о том, что делать дальше. Потому что не было никаких гарантий. Когда мы вошли в 2020 год, расписание наших курсов было составлено до середины 2021 года, но все рухнуло. Это надо было суметь пережить. Но я же не могу просто расплакаться и сказать: «Ну все, давайте как-нибудь сами, без меня». Во времена предыдущих кризисов я работала в компании на других позициях. Пандемия же стала личным вызовом: насколько я как руководитель смогу провести через нее компанию. Оказалось, что мы маленький, но устойчивый кораблик, который может преодолевать большие штормы».
Несмотря на физическое разобщение сотрудников, стремление к общей цели сплотило коллектив. По словам Ирины Родченко, команда компании достаточно гибкая, каждый из сотрудников может выполнять разные обязанности. Люди быстро адаптировались к новым условиям, трансформируя свои функции.
«Мы быстро распределили обязанности, определились, как мы будем работать. Это было своеобразное преодоление – теремок рухнул, давайте быстро строить новый. У нас не было ни одного человека, который бы не знал, что ему делать или не мог что-то сделать. Мы собрались и сделали большой рывок».
Ирина Родченко уверена, что преодолеть трудности сотрудникам помогли любовь к своему делу и взаимная поддержка. Команда всегда была на связи, регулярно проводились совещания. В моральной поддержке в первую очередь нуждались представители старшего поколения, которые находились в группе риска. Их состоянию руководство компании уделяло особое внимание.
«Мы любим свою работу и воспринимаем ее как хобби. В условиях удаленной работы мы старались помогать друг другу: например, когда один сотрудник проводил онлайн-курс, другой его модерировал. Мы постоянно оставались на связи. У нас есть сотрудница старше 65 лет, ей потребовалась особая моральная поддержка, потому что в отношении людей старшего возраста были более серьезные ограничения».
1/2
Говоря об уроках пандемии, Ирина Родченко отмечает, что компании IGRO уже приходилось сталкиваться с финансовыми кризисами и различными нестабильными ситуациями. Тот опыт во многом помог руководителю не пасть духом в пандемию и продолжать делать свое дело. Ирина Родченко уверена, что, не прекращая работу в изменившихся обстоятельствах, компания способна преодолеть даже самые тяжелые времена.
«Мы работаем давно. За 17 лет было как минимум три финансовых кризиса. Опыт предыдущих кризисов научил не поддаваться панике и продолжать работать. Если делаешь свое дело хорошо, то выстоишь. Я думаю, это и есть основной урок. Потому что мы уже проходили истории, когда не набирались программы, когда нужно было все менять или применять какие-то новые инструменты. Когда случилась пандемия, мы, наверное, были самыми непродвинутыми в онлайн-тренингах. Но мы сумели быстро перестроиться».
При этом руководитель компании не считает, что выходить на онлайн-рынок надо было еще до пандемии. По мнению Ирины Родченко, развивая онлайн-формат, команда могла бы лишь приобрести опыт ведения онлайн-тренингов, который бы пригодился в новых условиях. Тем не менее это не стало бы решающим фактором успешной работы в пандемию.
Рассуждая о трендах в тренинговом бизнесе, Ирина Родченко отмечает, что онлайн-формат активно применялся компаниями еще до пандемии. Однако коронакризис послужил катализатором развития онлайн-направления во многих компаниях, которые ранее не решались на этот шаг. В пандемию компании IGRO также пришлось расширить свою деятельность и внедрить онлайн-курсы. Ирина Родченко подчеркивает, что, открывая новые возможности, не нужно забывать о качестве.
«Если брать сферу в целом, то там уже давно проводились разные варианты тренингов в онлайне. Что касается нашей компании, если бы пандемия не случилась, мы бы этого не сделали никогда. Просто в силу снобизма. Нельзя сказать, что пандемия кардинально поменяла нашу деятельность – она ее расширила. И наша задача – оставаться теми, кто мы есть, чем-то себя дополняя, но сохраняя при этом некий знак качества».
Еще одна тенденция, которая отчетливо проявилась в пандемию, – запрос на индивидуальное обучение. В качестве персональных тренингов могут выступать как курсы риторики, так и консультации по этикету или подготовке к публичным выступлениям.
«В прошлом году был сильный всплеск запросов на персонифицированное обучение, и эта волна продолжается. Например, индивидуальные курсы или подготовка человека к какому-то выступлению, поездке. Бывает, что клиент вручает премию или должен присутствовать на каком-то важном мероприятии, а у нас есть специалист по этикету, который консультирует по этим вопросам».
Как только ограничения начали ослабевать, команда компании IGRO вернулась в офис и продолжила работать в прежнем режиме, сохранив новое направление онлайн-тренингов. По мнению Ирины Родченко, люди во многом оценили удобство онлайн-формата и не откажутся от него и после пандемии. Однако ценность очного взаимодействия возрастет.
«Мы очень хотели вернуться в офис. И, как только смягчили ограничения, мы сразу провели онлайн-тренинг уже из офиса. Я не могу работать из дома, для меня важно разделить: здесь я отдыхаю, а здесь я работаю. В мае мы вернулись в офис и продолжили работать. Сейчас сохраняем оба формата – офлайн и онлайн. Люди почувствовали удобство онлайн-курсов: можно никуда не выезжать и получать, если не все, что хотел, то достаточно для того, чтобы решать свои задачи».
Сейчас компания занимается разработкой нового сайта, на котором предусмотрен отдельный блок для дистанционных программ. Сотрудники уже записали несколько курсов с заданиями для корпоративных клиентов. По наблюдениям Ирины Родченко, крупные компании продолжают обучать своих сотрудников в онлайне, а средний и малый бизнес уже готовы вернуться к очному формату курсов.
Год, когда началась пандемия, оказался для тренинговой компании IGRO самым успешным за последние пять лет. Компании удалось сохранить всех клиентов и открыть новые возможности, перестроив программы обучения для онлайна. В новых условиях стало необходимым обучать не только ораторскому мастерству, но и принципам онлайн-коммуникации. Поэтому образовательные программы были дополнены информацией с фокусом на взаимодействие в онлайн-среде.
Дистанционный формат курсов имеет свои преимущества, которые сложно реализовать в очных программах. Благодаря онлайну появилась возможность неформального общения участников курса. Кроме того, была внедрена практика индивидуальной работы консультантов со слушателями, которая позволила более детально прорабатывать содержание и структуру финальных выступлений участников курса. В целом персонифицированный подход в образовании – один из ключевых трендов, который проявился в пандемию.
Опыт предыдущих кризисов и правильный настрой во многом помогли руководителю не пасть духом, продолжать делать свое дело. Важной оказалась и роль команды. Стремление к общей цели сплотило коллектив: сотрудники адаптировались к новым условиям, трансформируя свои функции. Преодолеть трудности им также помогли любовь к своему делу и взаимная поддержка.