• к-Темы
  • 08.04.21

Рынок труда в эпоху COVID-19: какие навыки оказались востребованными в кризис

Исследовательский комментарий о том, какие компетенции нужны сотрудникам компаний в пандемию и пригодятся после нее

qr-code
Рынок труда в эпоху COVID-19: какие навыки оказались востребованными в кризис

Толерантность к риску, способность учиться и другие ценные качества

Изменившаяся реальность диктует новые правила успешной работы. Чтобы адаптироваться к другой действительности, важно следовать новым тенденциям и осваивать соответствующие навыки.

Сторителлинг (англ. storytelling) – один из приемов эффективного донесения информации с помощью рассказывания историй.

Так, с наступлением пандемии и стремительным переходом в онлайн, преподавателям школы программирования для детей Coddy пришлось быстрыми темпами наращивать «мягкие» навыки. Каждый преподаватель должен был уметь работать в команде, творчески подходить к решению проблем, а также обладать навыками презентации материала, сторителлинга и развитым эмоциональным интеллектом.

Оксана Селендеева, школа программирования для детей Coddy: «Представьте, что по ту сторону экрана сидит ребенок, и у него в глазах проблеснуло: «Я ничего не понимаю» или «Я пропустил». Вот этот момент нужно уметь отследить. Преподаватель должен обратиться к нему и сказать: «Паша, ты все понял? Хочешь – переспроси, я тебе еще раз расскажу». Эта эмпатия развита не у всех».

«Мягкие» навыки востребованы в разных сферах деятельности. Так, перевод некоторых судебных заседаний в онлайн потребовал от сотрудников адвокатского бюро Forward Legal владения не только профессиональными, но и «мягкими» навыками. Партнер бюро Forward Legal Эльмира Кондратьева признает, что становится важным не только яркое, живое выступление, но и умение считывать настроения участников процесса. В особенности это касается приоритетного направления деятельности бюро – сложных дел, решение по которым не может быть принято за одно заседание.

«Мягкие», или «гибкие», навыки (англ. soft skills) – совокупность неспециализированных навыков, которые способствуют эффективному рабочему процессу (умение вести переговоры, обучаемость, креативность, навыки командной работы). «Жесткими» (англ. hard skills), в свою очередь, являются профессиональные навыки.

Генеральный директор IT-холдинга TalentTech Евгений Барулин поделился своим мнением о навыках, востребованных сейчас на рынке труда. Среди универсальных навыков руководитель выделяет три.

Способность учиться и переучиваться. Резкое изменение ситуации в связи с пандемией дало людям толчок к приобретению новых умений и навыков. Освоение технологий, а также других форматов деятельности помогло работать в новых условиях. Поэтому решающее значение в стремительно меняющемся мире имеет способность учиться.

Толерантность к риску и стрессоустойчивость. В условиях нарастающей турбулентности внешней среды у людей появляется все больше страхов. Отсутствие стабильности и уверенности в завтрашнем дне вызывает стресс. Одним из главных способов борьбы с неопределенностью является принятие новой реальности и рисков, которые она несет.

Широкий кругозор. Пандемия заставила многих выйти за рамки привычного мышления. Кому-то пришлось пересмотреть свой карьерный путь, кому-то – изменить образ жизни. Расширение кругозора стало своеобразным спасением в условиях трансформации среды. Становятся востребованными гибкие работники, способные взглянуть на ситуацию в целом и выполнять разные виды работ.

Кроме того, по мнению Евгения Барулина, усиливается важность специфических навыков. В частности, цифровых и креативных.

Цифровые и IT-навыки. Одним из приоритетных направлений развития бизнеса является повышение цифровой грамотности работников. Понимание цифровых трендов и владение современными digital-инструментами – то, на что стоит сделать ставку руководителям компаний при найме сотрудников и развитии команды.

Креативные навыки. При создании новых продуктов, дизайнов, бизнес-моделей, схем предпринимательства важно мыслить нестандартно. В эпоху автоматизации эта способность приобретает особый смысл, ведь рутиной уже могут заниматься роботы.

О навыках и личных качествах, которые пригодились руководителям в пандемию, читайте в исследовательском комментарии Новый взгляд на роль руководителя бизнеса.

Самоорганизация – ключ к успешной работе на фрилансе

Фрилансер (англ. freelancer) – работник, который не числится в штате компании. Он сам реализует свои услуги на рынке, а его деятельность фокусируется на узких задачах.

Опасаясь потерять доход, люди стали искать новые возможности заработка. В условиях массового перехода на дистанционную работу многие выбирали фриланс в качестве альтернативы работе в штате. Как показало исследование фриланс-биржи FL.ru и компании TalentTech, в России за 2020 год число фрилансеров увеличилось на 76%, а число заказчиков фриланс-услуг – на 38%.

Евгений Барулин, IT-холдинг TalentTech: «Сложившаяся ситуация толкает людей к поиску заработка. В начале карантина мы зафиксировали рост регистраций на бирже фрилансеров, и он продолжается до сих пор. У многих есть работа, но люди боятся, что им будут платить меньше или вовсе уволят. Пользуясь биржей, можно выполнять заказы, находясь в любой локации, а бизнесу не нужно волноваться о трудоустройстве специалиста, который выполняет разовую задачу».

Согласно исследованию НИУ ВШЭ, одним из ключевых достоинств фриланса является гибкий график. Среди важных преимуществ также выделяют возможность работать дома или из любого другого места, способность совмещать разные виды деятельности и самостоятельно выбирать проекты. Стоит отметить, что результат работы полностью зависит от усилий самого фрилансера. Поэтому, чтобы успешно справляться с рабочими задачами, фрилансеру необходимо развивать навыки самоорганизации, уметь грамотно выстраивать границы между рабочим и нерабочим временем.

Некоторые работодатели еще до пандемии ощутили преимущества найма фрилансеров и продолжают их привлекать к реализации проектов. Например, ивент-компания ShapovalTeam и агентство маркетинговых коммуникаций Plan The Best активно работают с фрилансерами. В зависимости от конкретных задач подбираются специалисты с необходимыми навыками. При этом уверенность в профессионализме является ключевым критерием выбора сотрудников.

Плюсы найма фрилансеров для работодателей.

  1. Отсутствие необходимости держать постоянный штат и тратить средства на офисные помещения.
  2. Возможность привлекать квалифицированных специалистов из других регионов.
  3. Низкая вероятность совершения ошибок, потому что они могут испортить репутацию фрилансера.
  4. Задачи фрилансеров можно варьировать в зависимости от потребностей компании, которые в условиях коронакризиса могут периодически меняться.

В приоритете – опытные специалисты

В период кризиса компании старались привлекать специалистов с большим опытом работы, которые могут быстро показать необходимые результаты. Подобный подход позволяет экономить на обучении и развитии кадров. Так, существенные изменения в кадровой политике произошли в IT-компании «Бакка Софт». До пандемии организация регулярно устраивала стажировки для студентов и выпускников университетов. Молодые специалисты могли получить новые навыки и опыт, расти и развиваться в компании. В пандемию генеральный директор «Бакка Софт» Иван Семчук понял, что выгоднее принимать на работу уже состоявшихся специалистов. Изменения в кадровой политике существенно повысили эффективность работы компании.

Иван Семчук, IT-компания «Бакка Софт»: «Мы вернемся к стажерской программе, но не прямо сейчас. Будем к этому относиться уже не как к кадровому резерву, не как к целевой программе, которую мы должны выполнить, чтобы нанять определенное число сотрудников, а как к некой социальной функции компании, которая должна вносить свой вклад в развитие IT-отрасли обучением и воспитанием новой смены профессионалов. Сейчас вся кадровая политика направлена на привлечение опытных специалистов, которые могут оперативно войти в проект, в тематику и быстро показать результаты».

Фокус на адаптивность

Пандемия внесла существенные коррективы в деятельность компаний из разных сфер. Из-за перестройки бизнес-процессов сотрудникам многих организаций пришлось адаптироваться к непривычным условиям работы, трансформируя свои рабочие функции. Если раньше сотрудники бизнес-отеля «Евразия» работали только в рамках своих должностных обязанностей, то теперь расширили круг компетенций и приобрели новые навыки. Адаптивность помогла им сохранить работу, а руководству отеля – решить задачи бизнеса без потери кадров.

Светлана Раца, бизнес-отель «Евразия»: «Обсуждение ситуации, в которой мы находимся, куда идем, какие усилия прилагаем, помогло сплотить команду. Все видели цель и понимали, что надо выжить. Многие стали универсалами. Раньше люди работали только в одном направлении, а теперь – в нескольких. И не всегда новые направления соответствовали их прежним квалификации и статусу».

По словам совладельца сети спортивных магазинов «Лаборатория бега RunLab» Ильи Слепова, попробовать себя в новой роли согласились около 30% сотрудников и некоторые из них ярко проявили свои способности. Илья Слепов отмечает, что это был очень важный опыт как для команды, так и для бизнеса, и компания намерена и дальше развивать творческий потенциал сотрудников.

Илья Слепов, сеть спортивных магазинов «Лаборатория бега RunLab»: «Важно, что сотрудники попробовали другую сферу деятельности, раскрыли себя с новой стороны: занимались маркетингом, фотографированием. Необходимость освоить что-то новое стала важным стимулирующим фактором развития».

Освоение сотрудниками новых функций во многом связано с переходом бизнеса в онлайн. Так, компании Leroy Merlin в пандемию пришлось переформатировать привычные для покупателей офлайн-магазины и усилить свое онлайн-присутствие. Сотрудники офлайн-магазинов, которые взаимодействовали с клиентами, стали работать в формате dark store: фокус был переведен на сборку и выдачу заказов, самовывоз и доставку.

Dark store (англ. «темный магазин») – магазин без покупателей, в котором сотрудники магазина собирают онлайн-заказы, а покупатели затем забирают их в пункте выдачи.

Когда торговые центры закрылись на карантин, сотрудники сети ювелирных магазинов WANNA?BE!, которые работали с покупателями, остались без привычных обязанностей. Им пришлось освоить новые функции, научиться выстраивать онлайн-коммуникации и работать с клиентскими базами.

А в IT-компании FITMOST некоторые сотрудники стали менеджерами по онлайн-направлению. Теперь они отбирают онлайн-тренировки, следят за расписанием, обучают сотрудников студий и фитнес-клубов работать с Zoom, занимаются модерацией тренировок.

Директор компании по обучению в сфере инновационных технологий «Технократ» Олег Петряшев отмечает, что его команда быстро адаптировалась к новым условиям и взяла на себя новые обязанности. Сотрудники, которые раньше занимались организацией мероприятий, стали заниматься разработкой долгосрочных программ обучения, а работники, которые раньше искали спикеров для конференций, начали искать спикеров для онлайн-контента.

Обязанности работников Музея русского импрессионизма также были пересмотрены. Переход на удаленную работу предполагал перераспределение обязанностей среди тех, кто работал в помещении музея. Так, сотрудники административно-хозяйственного отдела во время карантина проводили дополнительное техобслуживание здания, которое нельзя было осуществить в присутствии посетителей.

Дмитрий Барсенков, Музей русского импрессионизма: «Сотрудники, чей фронт работы сузился в результате самоизоляции, вынуждены были переосмыслить свои функции. Они хотят быть полезными, хотят работать, понимают, что без личных усилий каждого экономика музея просто остановится. Поэтому перераспределение задач было важной частью перехода на удаленную работу, а также своеобразной психологической поддержкой для нашей команды».

В этой публикации мы рассмотрели навыки и компетенции, ценность которых возросла в пандемию. Стремительный переход в онлайн потребовал от работников разных сфер развития цифровых, а также «мягких» навыков (в особенности навыков самоорганизации и презентации материала, а также умения работать в команде, креативности и эмпатии). Востребованными на рынке труда также оказались толерантность к риску, способность учиться и переучиваться, умение выходить за рамки привычного мышления.

Проявление адаптивности помогло сотрудникам сохранить работу, а руководству компаний – решить задачи бизнеса без сокращения штата. Сотрудники подстраивались под новые условия работы и трансформировали свои функции. Для этого многие проходили обучение и развивали необходимые для новой деятельности навыки и компетенции.

О влиянии пандемии на кадровые решения и организацию труда читайте в исследовательском комментарии Новые трудовые будни: как пандемия изменила кадровую политику компаний.

Екатерина Никифорова

Поделитесь публикацией

  • 0
  • 0
© 2024 ФОМ