Завершаем серию публикаций о результатах первого месяца наблюдений в условиях пандемии
Эта заметка подводит итог первого месяца мониторинга настроений россиян в условиях пандемии. В первых двух мы показали, как менялись тревожность и информированность, а также насколько затронули население экономические трудности.
Напомним, мы исходим из того, что первый месяц пандемии в России (с 21 марта по 20 апреля) делится на четыре этапа: до самоизоляции, первая нерабочая неделя, затишье и новые будни. Сейчас мы предлагаем посмотреть, как менялись показатели соблюдения гигиены и социальной дистанции на протяжении обозначенных этапов.
Мыло, маски, санитайзер
В течение всего первого месяца люди все более дисциплинированно следовали гигиеническим рекомендациям. С 28 марта (часть индикаторов отслеживались не с начала мониторинга) по 20 апреля доля тех, кто носит защитную маску на улице, выросла с 22% до 65%; тех, кто старается соблюдать дистанцию не менее метра, находясь вне дома, – с 65% до 87%; тех, кто стал чаще пользоваться дезинфицирующими средствами, – с 51% до 68%. Исключение представляет только мытье рук: с 21 марта по 2 апреля показатель вырос с 57% до 77%, достигнув своего пикового значения, после чего снизился до 68%, но к концу месяца стабилизировался на уровне 73%.
По всем четырем показателям самые значительные изменения были зафиксированы в течение первой нерабочей недели: с 30 марта по 5 апреля. Забегая вперед, можно отметить, что последние замеры (на конец апреля) фиксируют лишь незначительные сокращения по индикаторам гигиены, которые пока находятся в пределах статистической погрешности.
«Держите социальную дистанцию!»
Теперь посмотрим, продолжают ли россияне выходить на улицу и встречаться с друзьями. В первую неделю самоизоляции, с 28 марта по 4 апреля, доля тех, кто перестал видеться с друзьями и знакомыми, резко выросла и достигла максимума (рост с 21% до 60%). Но затем она неуклонно снижалась и к концу первого месяца наблюдения (20 апреля) уже составила 48%. Выходит, что люди действительно стали видеться друг с другом реже, но выдерживать это ограничение им нелегко, и они все чаще его нарушают. На это указывает и доля тех, кто за последние три дня стал замечать на улицах больше людей, – 18% (на 20 апреля), хотя по-прежнему половина респондентов (53%) отмечают, что на улицах людей стало меньше, еще 24% – что их число за последние три дня не менялось.
Строгость соблюдения рекомендаций отчасти объясняется тем, насколько люди одобряют меры, принятые властью против эпидемии. Вначале доля тех, кто считал действия властей правильными, росла и 1 апреля достигла своего максимального значения – 80% (+11 п. п. с 21 марта). Но, начиная со 2 апреля, когда состоялось второе обращение президента России Владимира Путина к нации, этот показатель начал снижаться и к концу первого месяца опустился даже ниже, чем в начале наблюдения – до 61%.
Резюмируя, можно сказать, что первые этапы самоизоляции характеризуются максимальной эффективностью мобилизационных мер по соблюдению гигиенических правил и социальной дистанции. Однако затем поддержка действия властей по борьбе с эпидемией начала снижаться. Люди не перестали носить маски и мыть руки, но стали чаще выходить на улицу, что, впрочем, во многих случаях объясняется необходимостью работать и поддерживать на плаву и без того пострадавший семейный бюджет.
_________
Источник данных: всероссийский телефонный опрос населения 18 лет и старше. Ежедневно опрашиваются 450 респондентов. Ежедневный расчет на суммарной выборке 1350 респондентов за три последних дня. До 11 апреля ежедневно опрашивались 300 респондентов, ежедневный расчет делался на выборке 900 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,9%.