• к-Темы
  • 30.12.20

Новый образ жизни: итоги года

Оцениваем пройденный путь и ставим новые цели

qr-code
Новый образ жизни: итоги года

С первой публикации в разделе «Новый образ жизни» (НОЖ) – «Страх и ненависть на удаленной работе» – прошло чуть более девяти месяцев. За это время в нем вышло 34 публикации – и в последние дни уходящего года кажется уместным окинуть взглядом проделанную работу.

Основной замысел раздела «Новый образ жизни» вполне очевиден: в режиме реального времени зафиксировать те фундаментальные перемены, которые пандемия коронавируса внесла в нашу жизнь. Ведь изменилось если не все, то очень многое: работа, семейная жизнь, образование, досуг, способы потребления и интерпретации информации… Однако мы хотели (а главное, имели возможность) одними из первых получить ответы на вопрос, как именно все изменилось. Естественно, мы никогда не претендовали на составление полной и объективной картины происходящего, ведь наш главный источник знаний об окружающей реальности – сами люди, именно к ним (и к их рефлексии) мы обращались. Ответы, которые мы получали в течение последних месяцев, доступны всем читателям этого сайта – осталось лишь напомнить, как их проще и удобнее всего получить.

За прошедшее с начала пандемии время в рамках Проекта коронаФОМ было проведено три больших опроса: НОЖ-1, НОЖ-2 и НОЖ-3. 

В фокусе исследования НОЖ-1 (опроса от 23–26 апреля) были вопросы о соблюдении режима самоизоляции и изменениях в работе россиян в период максимально строгих ограничений.

В ходе опроса НОЖ-2 (11–12 мая) мы разбирались в том, что происходило дома у жителей России: нас интересовали такие темы, как режим питания и сна, расход времени на домашние дела, досуговые практики, а также общее влияние режима самоизоляции на отношения внутри семьи.

Исследование НОЖ-3 (2–5 июля) было выстроено в несколько иной логике. В ходе этой работы нас интересовало, как люди воспринимают информацию о коронавирусе, которой было так много. Мы выяснили, сколько среди них коронаскептиков и ковид-диссидентов, какая доля россиян считает ковид болезнью, которая не страшнее сезонного гриппа, а какая верит в искусственное происхождение вируса.

Отдельный повод для гордости – доступные всем табличные массивы данных по каждому из трех НОЖей (таблица НОЖ-1, таблица НОЖ-2, таблица НОЖ-3). Абсолютно любой человек (исследователь или просто интересующийся изменениями в российском обществе) может ознакомиться с ними или использовать в собственной работе.

Конечно, это далеко не все, что было сделано за год: каждую тему, которую мы раскрывали при помощи опросов, мы дополнительно прорабатывали в ходе качественных исследований, поэтому пытливый читатель найдет, чем еще поживиться на просторах раздела. Например, точно заслуживают внимания материалы, посвященные дистанционному образованию в российских школах: статья о реалиях обычных школ и публикация про ситуацию в лучших московских школах.

Тем не менее говорить, что у нас есть ответы на основные вопросы о новом (пандемическом) образе жизни россиян, еще рано. Как оказалось, коронавирус и специфические практики, связанные с пандемией, с нами надолго, чего не подразумевалось даже в самых пессимистичных прогнозах времен первой волны. Уже сейчас можно говорить о рутинизации большей части практик. Собственно, именно этим феноменом мы планируем заниматься после 10-дневного перерыва: необходимо разобраться, как теперь, спустя почти девять месяцев, выглядят удаленная работа (и возврат к рабочим местам), дистанционное образование и т. д.

Что можно сказать точно – работы у полстеров и социологов в грядущем году вряд ли станет меньше.

Артем Рейнюк

Поделитесь публикацией

  • 0
  • 0
© 2024 ФОМ