• к-Обзоры
  • 18.06.21

Обзор Проекта коронаФОМ № 120

Гид по тренд-индексам, анализ кредитной нагрузки и потребительского поведения россиян, а также история о том, как лотерейные компании удерживают клиентов

qr-code
Обзор Проекта коронаФОМ № 120

Как определяются и что показывают тренд-индексы

ФОМ начинает серию публикаций с аналитическим обзором динамики восприятия пандемии россиянами, которую отслеживал более шести месяцев при помощи системы тренд-индексов. Тренд-индексы рассчитываются на основании ответов респондентов на несколько блоков вопросов, задающихся еженедельно – с помощью них аналитики компании мониторят изменения мнений респондентов относительно различных аспектов пандемической реальности. Всего они отслеживают 39 тренд-индексов и семь построенных на их основе интегральных индексов: «Эпидемия», «Борьба», «Опасения», «Болезнь», «Последствия», «Меры» и «Забота о Здоровье». В материалах объясняется, как рассчитываются индексы, как они меняются по ходу пандемии и как можно интерпретировать их динамику. Например, можно проследить, как на фоне роста заболеваемости, шокирующих новостей из Индии, увеличившейся интенсивности обсуждений российской третьей волны в медиа, а также тревожных новостей о низких темпах вакцинации в России меняется один из ключевых интегральных индексов – «Эпидемия», и спрогнозировать его динамику при сохранении тренда.

Статья о том, как работает инструмент ФОМа для отслеживания социальных настроений во время пандемии коронавируса

Россияне стали реже сталкиваться с нехваткой денег на выплату кредитов

О наличии кредитов или займов в семье в мае сообщил 41% респондентов. По данным ФОМа, 17% опрошенных тратят на кредитные платежи более половины семейного бюджета. Вместе с тем аналитики компании отмечают, что в ответах на вопрос о частоте столкновения с проблемой нехватки денег на кредитные платежи есть позитивный сдвиг. В феврале о трудностях сообщали 40% заемщиков, в мае – уже 36%. Эксперты считают это достаточно низким показателем: как до пандемии, в феврале 2020 года, так и в августе 2020 года он достигал 43%.

При этом 28% сообщили, что в их семье сейчас нет кредита, но ранее они хотя бы раз его брали. Никогда не имели кредита 30% семей – это минимальное значение с февраля 2018 года, когда показатель достигал 37%. Категорически исключают для себя возможность обращения за кредитом 35% респондентов.

Анализ ситуации у заемщиков в первой половине 2021 года

Потребительское и финансовое поведение становится похожим на допандемическое

Доля респондентов, которых пандемия вынуждала покупать товары по акциям и скидкам, в мае снизилась до 24% (в октябре 2020 года таких людей было 30%). Откладывающих деньги «на всякий случай» из-за пандемии также стало меньше: здесь снижение с 17 до 13%. Самой распространенной стратегией приспособления к экономическим последствиям пандемии, по данным ФОМа, остается экономия. О сокращении покупок из-за пандемии в мае 2021 года сообщили 26% опрошенных, о необходимости приобретать более дешевые товары – 25%. 12% отложили запланированные крупные траты и до сих пор не смогли их осуществить.

Анализ изменений потребительских и финансовых практик россиян

Да купи же ты лотерейный билет!

В начале пандемии более 60% россиян отказались от участия в лотереях. Это тут же почувствовал лотерейный супермаркет «Столото». Во время первой волны компания смогла перевести в онлайн всего 1% своих офлайн-клиентов. Специальное исследование показало, что люди привыкли зачеркивать цифры на бумажных билетах и не хотели играть «по новым правилам». Чтобы сохранить игроков, компания придумала новые способы продажи билетов – с бесконтактной доставкой и на почте.

Дайджест о том, как лотерейные и букмекерские конторы выживали в коронакризис

Наш сайт полезный? Интересный? Информативный?
Если ДА – рекомендуйте его Вашим коллегам! Для этого скопируйте (кнопка ниже) и отправьте им ссылку на Приглашение стать Подписчиком сайта.

Поделитесь публикацией

  • 0
  • 0
  • 0
© 2021 ФОМ