• к-Обзоры
  • 02.11.21

Обзор Проекта коронаФОМ № 159

О влиянии пандемии на зарплаты работающих по найму и семейные отношения, а также о стратегиях и мотивации малых предпринимателей

qr-code
Обзор Проекта коронаФОМ № 159

Как пандемия сказалась на зарплате работников частных и госпредприятий

Летом прошлого года 30% работающих жаловались на проблемы с зарплатой (из них 5% сообщали о ее невыплате, 25% – о ее сокращении), сейчас об этом говорят вдвое меньше респондентов, 15%. О росте трудовых доходов во время пандемии сообщали лишь 3–4% опрошенных. Таковы результаты опроса ФОМа. Аналитики компании отмечают, что ситуация с выплатами ощутимо варьируется в зависимости от типа предприятия, на котором работает респондент. В целом положение дел у работников частных предприятий хуже, чем у занятых в госсекторе. Первые на всем протяжении измерений почти вдвое чаще, чем вторые, говорили о потерях в заработной плате. Так, в августе 2020 года среди сотрудников частных компаний об этом сообщали 38% (против 21% среди работников государственных организаций), в октябре 2021 года – 20% (против 11%). Как отмечают эксперты, несмотря на улучшение ситуации с выплатами у работников, разрыв между долями жалующихся на проблемы в этих группах остается двукратным.

Анализ ситуации с выплатами работающим по найму в пандемию

Как изменились семейные роли мужчин и женщин во время пандемии

Влиянию пандемии на семейные отношения посвящен новый к-Дайджест. В частности, его авторы приводят мнение, что женщины перенесли самоизоляцию легче, чем мужчины, так как сильнее привязаны к дому и им проще обустраивать быт. Мужчинам же привычнее «добывать мамонта и завоевывать мир», поэтому вынужденная изоляция нередко способствовала развитию у них ипохондрии. Для тех, у кого есть дети, удаленка стала своеобразной работой во вторую смену, потому что после трудового дня приходилось сразу же переключаться на домашние дела. При этом, если маленькому ребенку срочно что-то нужно, то он скорее обратится к маме, чем к папе. В семьях со взрослыми детьми дела обстояли легче, так как дети уже способны помогать родителям.

Авторы отмечают, что в целом свойственный России уклад семейной жизни никуда не делся. Разве что некоторые женщины обнаружили, что их мужья умеют неплохо готовить и готовы брать на себя больше домашних обязанностей.

Дайджест публикаций об адаптации семей к новой нормальности

Бизнес-стратегии и мотивации малых предпринимателей

ФОМ выяснил, какие мотивы побуждают предпринимателей заниматься бизнесом и какие стратегии они выбирают. Результаты этого исследования в рамках Лонгитюда Малого Бизнеса ФОМ представлены на сайте проекта СМБиз.ФОМ. Оказалось, что половина предпринимателей (51%) занимаются бизнесом, чтобы прокормить себя и семью, и почти для всех в данной группе это основной источник дохода. Тех же, кто пошел в малый бизнес ради высокого дохода или самореализации, почти вдвое меньше: 21 и 22% соответственно. При этом для двух последних категорий предпринимателей несколько чаще, чем для первой категории, бизнес является не основным, а дополнительным источником дохода.

Социологи ФОМа отмечают, что для всех трех групп предпринимателей основной стратегией ведения бизнеса была стратегия сохранения (54% от всех опрошенных). Но наиболее характерной она оказалась для тех, кто занимается бизнесом ради высокого дохода: большинство из них (61%) в нынешних условиях стараются сохранить стабильность. Стратегия роста характерна для бизнеса 13% участников Лонгитюда. При этом в группе предпринимателей, занимающихся бизнесом ради самореализации, ее придерживались почти вдвое больше опрошенных (24%). Те же, кто занимается бизнесом ради того, чтобы прокормить себя и семью, намного чаще остальных выбирают стратегию выживания (42%), когда все основные ресурсы уходят на то, чтобы бизнес не закрылся, а о развитии и росте речь не идет.

Статья проекта СМБиз.ФОМ о стратегиях, которые выбирают предприниматели

Наш сайт полезный? Интересный? Информативный? Если ДА – подпишитесь на наши каналы, соцсети и рассылку.

Подписаться

Поделитесь публикацией

  • 0
  • 0
  • 0
© 2021 ФОМ