Об изменении потребительского поведения россиян в кризисы, о взаимосвязи эпидемий с модой и мнении Елены Аксеновой о новой книге из серии «Социология пандемии»
Эксперты ФОМа проследили многолетнюю динамику ответов на вопрос о крупных расходах россиян, чтобы понять, как менялось потребительское поведение населения во время двух кризисов. Так, в августе 2014 года доля осуществлявших крупные покупки составляла 59%, в сентябре она пошла на спад и в мае 2015 года опустилась до 43–45%. Затем начался рост до почти докризисных 57% в сентябре, после чего последовал новый виток падения до 48–49% с января по май 2016 года. Пандемия также сказалась на доле осуществлявших крупные расходы. С 55% в самом начале эпидемии этот показатель снизился до 52% во время второй волны, но к сентябрю 2021 года он вырос до 59%, а к концу года уменьшился незначительно. Однако причины снижения потребительской активности в этих двух случаях были разные. Если во время валютного кризиса это были материальные трудности, с которыми население столкнулось из-за проблем в экономике, то в 2020 году потребительская активность сократилась вынужденно, из-за недоступности множества товаров и услуг на фоне локдаунов и закрытия границ. При этом показатели, свидетельствующие о динамике крупных расходов, снижались не так сильно, как во время валютного кризиса, и быстрее восстановились до докризисного уровня.
Наши обзоры можно получать в Telegram. Для этого подпишитесь на бота ФОМ и выберите нужную рассылку
ПОДПИСАТЬСЯТесной взаимосвязи моды и эпидемий посвящен новый дайджест. Его авторы приводят видеоролик историка моды Татьяны Мавроди, которая рассказывает, что в прошлые века многие модные тенденции появлялись из-за того, что людям было необходимо скрывать последствия болезни. Хотя бывало и наоборот, когда некоторые причудливые тренды в моде вызывали вспышки заболеваний. О тенденциях в наши дни рассуждают модные блогеры Ольга Ким и Маргарита Мурадова. Первая отмечает актуальность расслабленных образов, к которым люди привыкли в пандемию, ярких цветов, скрашивающих усталость от сидения по домам. Вторая призывает носить все самое красивое и праздничное – то, для чего раньше требовался особый случай. Ведь коронавирусные времена показали, что надо жить здесь и сейчас.
В своем отзыве о недавно вышедшей книге «Медики и общество: беседы во времена коронаВируса» директор НИИ организации здравоохранения и медицинского менеджмента ДЗМ, д. э. н., профессор Елена Аксенова отмечает не только аналитический характер издания, в котором приводятся релевантные данные опросов ФОМа и аналитики социальных медиа, но и эмоции, которые оно вызывает благодаря большому количеству личных историй. По словам Елены Аксеновой, книга погружает в переживания людей, их чувства и не оставляет равнодушными тех, кто был непосредственно вовлечен в события пандемии. «Книга представляет особый интерес, так как освещает «человеческое измерение» медицинской профессии – важное сегодня направление в области медицинских коммуникаций. Медицинские работники так же, как и мы все, – люди со своими ожиданиями и страхами, имеющие семьи, на отношения с которыми пандемия нередко повлияла значимым образом. Справедлива мысль о том, что, если сделать медика ближе к простому человеку, это будет способствовать доверию между ними», – говорит профессор. Она надеется, опираясь на данные ФОМа о росте доверия населения к медицинским специалистам, что, помимо значимых потерь, пандемия принесет и новые позитивные приобретения с точки зрения отношений медиков и общества.
Наш сайт полезный? Интересный? Информативный? Если ДА – подпишитесь на наши каналы, соцсети и рассылку.
Подписаться