О проблемах населения в сфере занятости, об обсуждении поиска работы в соцсетях, а также о книге ФОМа про антихрупкий бизнес
______________
Новое на проекте к-ФОМ
В течение пандемии от 48 до 65% россиян испытывали проблемы с работой. При этом на усиление беспокойства по этому поводу в разные периоды жаловались от 6 до 22% работающих. Таковы данные ФОМа. Аналитики компании отмечают, что максимальной доля жаловавшихся на подобные проблемы была в разгар второй волны пандемии: 65% в конце октября 2020 года. Тогда же и доля сообщавших об усилении беспокойства в прошедшие две-три недели была самой высокой: 22%. В январе 2022 года о проблемах с работой говорили 51–53% опрошенных, на усиление беспокойства жаловались 10–13%. По словам экспертов, происходит явная адаптация работающих россиян к пандемии, и их оценки проблем в сфере занятости начинают больше зависеть от ситуации в экономике, чем от изменения числа заболевших коронавирусом.
Чаще всего о проблемах с работой в январе 2022 года говорили предприниматели (71%), на усиление беспокойства среди них жаловалась четверть (24%). Среди самозанятых доля столкнувшихся с проблемами также была очень высока – 60% (рост беспокойства у 11%). Наемные работники реже давали пессимистичные оценки: среди занятых на частных предприятиях о сложностях говорили 54%, среди бюджетников – 42%.
Наши обзоры можно получать в Telegram. Для этого подпишитесь на бота ФОМ и выберите нужную рассылку
ПОДПИСАТЬСЯФОМ проанализировал посты, в которых обсуждался поиск работы во время пандемии. Всего с 17 января по 16 февраля в соцмедиа вышло почти семь тысяч сообщений подобной тематики. Самые активные авторы – женщины (73% от всех сообщений), возрастная категория пользователей, более других заинтересованная в вопросах поиска работы, – 25–34 года (на них приходится 54% авторов). Среди наиболее популярных постов оказались сообщения, так или иначе связанные с медиками. Так, в публикации на странице СМИ «Блокнот» говорилось, что в последние несколько дней волгоградские автотранспортные предприятия активизировали работу по привлечению новых кадров: «Дефицит водителей здесь напрямую связывают с обострением заболеваемости новым штаммом коронавируса». А в сообщении о ситуации на станции скорой помощи в Ишимбайской ЦРБ в Башкирии – о росте нагрузки на врачей в условиях пандемии и решении руководства больницы снизить зарплаты.
Кроме того, в топ попали посты, в которых указывались благоприятные периоды для смены работы в зависимости от гороскопа, сообщения о том, как изменилась ситуация с занятостью мигрантов в условиях пандемии, рассказы о финансовом положении семей.
Эксперты бизнес-школы «Сколково» проанализировали результаты исследования PwC, в ходе которого были опрошены представители семейных компаний из 87 стран. Специалисты отметили, что благодаря приверженности собственным ценностям, долгосрочному планированию, разумным рычагам управления и минимальным барьерам при принятии быстрых и важных решений семейные предприятия в трудные времена способствуют реабилитации всей мировой экономики. Подобный эффект наблюдался в ходе мирового финансового кризиса 2009 года, когда семейный бизнес восстановился быстрее других участников рынка. Есть причина для повторения такого успеха и сегодня: в кризис потребители склонны больше доверять семейным компаниям, считая их более надежными. По данным исследования, почти 90% респондентов заявили, что ожидают возобновления существенного роста прибыли в 2022 году. Для мировой экономики это действительно хороший сигнал, учитывая, что на долю семейного бизнеса в мире приходится более половины общего ВВП всех стран и почти 2/3 занятости. Одним из факторов успеха таких предприятий можно считать ориентацию на создание наследия для будущих поколений. Впрочем, рассуждения о доминировании семейных предприятий справедливы лишь для мирового бизнеса, говорить в таком же ключе о России не приходится. По мнению экспертов бизнес-школы «Сколково», отечественный семейный бизнес пока не приобрел достаточной репутации для доверия большинства граждан, а российские предприятия в целом в последние годы только начали нарабатывать опыт в сфере преемственности бизнеса.
______________
Новое на проекте СМБиз.ФОМ
Авторы книги «На пути к антихрупкости: как компании переживают коронаВирус» рассказывают о связи с идеями Нассима Талеба и антихрупкости как жизненной позиции. По словам социологов, к теме антихрупкости они пришли эмпирическим путем – когда после первых 30 интервью с руководителями бизнеса стали обобщать полученную информацию и формировать перечень способов адаптации компаний к кризису. Неким связующим звеном между компаниями тогда выступила корпоративная культура: все руководители подчеркивали ее роль в выживании организации в кризис. Отталкиваясь от корпоративной культуры, авторы стали искать другие общие черты антихрупких компаний. «Мы осознали, что преодоление кризиса и есть проявление антихрупкости. К тому же, выделяя свойства антихрупкости, мы отталкивались от основных идей Нассима Талеба. Но интерпретация полностью наша: кроме понятия антихрупкости мы ничего не заимствовали», – рассказывает один из авторов книги, Елена Петренко. Говоря об антихрупкости, социологи отмечают, что это качество не только про бизнес, оно – про нашу жизнь. «Из всех свойств антихрупкости я бы выделила отсутствие страха перед ошибками и изменениями. Нужно понимать, что мир меняется, мы меняемся вместе с ним и в процессе изменения совершаем ошибки – в этом нет ничего страшного», – говорит Екатерина Богомолова.
Наш сайт полезный? Интересный? Информативный? Если ДА – подпишитесь на наши каналы, соцсети и рассылку.
Подписаться