Что может улучшить финансовое здоровье россиян, каким образом самоизоляция влияет на сон и как компании адаптируют рекламу к новым реалиям
Финансовое здоровье россиян оставляет желать лучшего. Трети наших сограждан (35%) доходов хватает только на еду, чуть меньше трети (30%) вынуждены занимать деньги до зарплаты. Половина россиян (51%) не делают сбережений, при этом у 46% есть кредиты. Такие результаты опроса ФОМ директор группы «Финансовое поведение» ФОМ Людмила Преснякова представила на VII Форуме Живых городов «Время созидателей». Она отметила, что 38% россиян считают, что финансовое благополучие зависит от внешних обстоятельств, а не от них самих. Но аналитик заявила, что улучшить свое материальное состояние люди могут и сами: например, если будут жить по средствам, хорошо просчитывать кредиты и откладывать деньги. «Нынешний кризис заставил людей пересмотреть свое потребление, пусть и в шоковом режиме. Конечно, никуда не делось так называемое престижное потребление и кредиты на отпуска и свадьбы, которые берутся, чтобы произвести впечатление, а потом загоняют людей в долговые ямы. Но есть надежда, что из кризиса мы выйдем с чуть большей осознанностью того, что и зачем покупаем. Потому что осознанное потребление – это первый столп финансового здоровья», – отметила Людмила Преснякова.
Треть респондентов сказали, что во время самоизоляции их режим сна изменился. Чаще других так отвечали молодые люди (18–35 лет), те, кто стал работать дистанционно, и те, кому трудно приходилось в карантин. Таковы результаты опроса ФОМ. Судя по ответам его участников, главное изменение в режиме – смещение в сторону «совиного» хронотипа: и отход ко сну, и пробуждение теперь происходят позже. Из тех, у кого изменился график, 76% признались, что им больше нравился прежний режим, только 18% сказали, что предпочитают нынешний. При этом меньше стали спать только 21% респондентов, остальные спят столько же или больше (по 39%).
Анализ привычных практик заботы о здоровье во время пандемии
Работа подобных учреждений строится на тесном общении с пациентами, но во время пандемии ее приходится вести онлайн. По словам директора саратовского консультативного центра «Содействие» Людмилы Борисенко, они заморозили часть образовательных мероприятий, а группы поддержки перевели в Telegram и WhatsApp. Разговоры в чате гораздо менее эффективны, чем живые встречи, но сотрудники центра постоянно общаются с пациентами, помогая последним не сорваться. Еще одна проблема, которую принесла пандемия, – нехватка денег. Организация существует в том числе и на пожертвования частных лиц и компаний. В основном, это люди, которые прошли программу реабилитации в центре и теперь бескорыстно помогают ему. Но сейчас, по словам Людмилы Борисенко, дарители сами остались без денег.
Рассказ директора центра помощи людям с зависимостями о работе во время пандемии
Экономический кризис – возможность для роста и укрепления отношений с потребителями. Так считают некоторые бренды и создают рекламу с учетом изменившихся ценностей. Они призывают людей дистанцироваться, оставаться дома и проявлять терпение. Например, компания Coca-Cola «растянула» свой логотип, увеличив расстояние между буквами, и таким образом обратила внимание людей на необходимость соблюдать социальную дистанцию. Рестораны сети Burger King актуализировали вывеску «Дом воппера» на своих зданиях, изменив ее на «Оставайтесь дома». А российская авиакомпания S7 выпустила бортовой журнал с необычной обложкой. Вместо изображения на ней – небольшой вдохновляющий текст. Он говорит о том, что нынешняя турбулентность в мире – это неизвестность, требующая терпения, но однажды все закончится, мир, безусловно, изменится, зато у нас найдется тысяча причин открывать его снова и снова.
Дайджест о ярких примерах маркетинга, вдохновленного заботой о людях
ФОМ ежедневно обновляет Индикаторы социального КоронаКонтекста. Следите за ними на сайте проекта коронаФОМ.
Наш сайт полезный? Интересный? Информативный?
Если ДА – рекомендуйте его Вашим коллегам! Для этого скопируйте (кнопка ниже) и отправьте им ссылку на Приглашение стать Подписчиком сайта.