• к-Обзоры
  • 16.10.20

Обзор Проекта коронаФОМ № 56

Как россияне адаптируются к экономической ситуации, малый бизнес реагирует на введение локдауна, а пандемия влияет на трудовые коллективы

qr-code
Обзор Проекта коронаФОМ № 56

Каждый шестой россиянин начал искать более высокооплачиваемую работу или подработку

В сентябре 17% россиян сообщили, что за последний месяц начали искать работу с большей зарплатой, приработок или заниматься бизнесом. По данным ФОМ, этот показатель остался таким же, как и в начале марта нынешнего года, при этом он заметно ниже, чем был, например, в первой половине прошлого года. Аналитики компании объясняют это тем, что в ситуации относительно высоких уровней безработицы и социальной поддержки активные финансовые стратегии представляются россиянам менее привлекательными, а может быть, и менее реалистичными, чем в более благополучной экономической ситуации. Для бизнеса сейчас также не самое благоприятное время, так что предприниматели не стремятся развивать свое дело.

Еще один способ пополнить семейный бюджет – выращивать больше овощей и фруктов, разводить птицу и т. п. на своем участке, делать больше заготовок. В сентябре доля обращавшихся к нему составила 12% (сезонный рост относительно начала весны – на 6 п. п.). Но и здесь нет значимого изменения в сравнении с сентябрем прошлого года, а в сравнении с аналогичными периодами 2018 и 2017 годов произошло даже снижение на 6 и 4 п. п. соответственно. Аналитики ФОМ делают вывод: говорить, что на фоне пандемии население стало больше заниматься заготовками, не приходится.

Статья о практиках адаптации к экономической ситуации

Малый бизнес не понимал, как действовать, а помощи не получил

Для большинства предпринимателей объявление режима самоизоляции стало неожиданностью, вызвало шок. Им не верилось, что коронавирус пришел в Россию, казалось, что ограничения обернутся лишь небольшим отпуском недели на две, а потом все вернутся к работе. К такому выводу пришли авторы исследования «Краш-тест малого бизнеса», в ходе которого они опросили более 100 предпринимателей из 22 регионов и 30 наиболее пострадавших от пандемии отраслей.

Однако, по их словам, довольно скоро начала происходить переоценка ситуации: стало понятно, что изоляция – это надолго, что бизнес не удастся удержать на плаву простой оптимизацией затрат. Но это не дало предпринимателям понимания, как жить дальше, как действовать, а только породило тревожность. Авторы исследования рассказывают, что некоторые люди открыто говорили, что пережили глубокий стресс и вынуждены были принимать антидепрессанты, чтобы преодолеть страх. Они также отмечают, что ключевую роль в эмоциональном восприятии ситуации предпринимателями сыграли действия государственных органов и чиновников. Малый бизнес рассчитывал, что в чрезвычайной ситуации, в период действия обстоятельств непреодолимой силы государство продемонстрирует готовность взять на себя бóльшую ответственность за происходящее. Участники фокус-групп практически не высказывали комплементарных суждений в отношении российских властей – наоборот, они напрямую связывали свою повышенную тревожность с растерянностью властей и отсутствием четкой стратегии действий. Как отмечают авторы исследования «Краш-тест малого бизнеса», складывалось впечатление, что никто не понимает, как действовать дальше.

Статья о реакции малого бизнеса на введение режима самоизоляции и действия властей

Как пандемия разобщает трудовые коллективы и что с этим делать

Ситуация с коронавирусом способна негативно повлиять на коллектив и атмосферу в нем. Руководитель маникюрных салонов «Пальчики» в Самаре Александра Давыдкина знает об этом не понаслышке. Из-за пандемии ее мастера начали покидать рабочие места с середины лета. Они боялись остаться без работы при наступлении второй волны, и это была своеобразная попытка перестраховаться. Поэтому сотрудники уходили в салоны, которые работают подпольно. Александра Давыдкина признает, что уход мастеров сильно омрачает и без того непростое время. Еще до пандемии она уделяла особое внимание поддержке сотрудников, развивая их финансовую грамотность. Когда салоны временно закрылись, стало понятно, что какое-то время мастера будут зарабатывать значительно меньше. Проявляя заботу о коллективе, руководитель индивидуально обсуждала с каждым работником его финансовое положение. Для укрепления морального духа сотрудников проводила командообразующие мероприятия, конкурсы-флешмобы с денежными призами. Казалось бы, подобный вклад в поддержание вовлеченности и лояльности коллектива должен способствовать сохранению команды. Однако уход некоторых мастеров пагубно повлиял на тех, кто остался – ухудшилось их отношение к работе. «На фоне того, что многие ушли, у оставшихся мастеров может возникнуть опасение, что все очень плохо, ничего хорошего не будет и надо уходить. Люди стабильно получают зарплату, но при этом думают, что все плохо», – делится опытом Александра Давыдкина. Кроме того, возникла разобщенность в коллективе: появилось недоверие между работниками и работодателем, мастера перестали находить общий язык друг с другом. По мнению руководителя, во многом это связано с ухудшением финансового положения в семьях сотрудников. Александра Давыдкина считает своей первостепенной задачей еще большую заботу о работниках и надеется, что это позволит ситуации не повториться во вторую волну.

Рассказ руководителя салонов красоты о последствиях первой волны пандемии

Вместо магазинов в торговых центрах появятся шоурумы

Торговые центры могут перейти на новый принцип работы по системе click-and-collect, когда покупатель бронирует товар в онлайне, а после забирает его в пункте выдачи. Об этом принципе рассказывает исполнительный директор консалтинговой компании RealJet Акоп Сейсян. По его мнению, именно пункты выдачи скоро станут главными арендаторами крупных торговых центров. Причем они будут представлять собой не просто стойку с кассовым аппаратом в небольшой складской комнате, а удобное пространство с диванами, зеркалами, примерочными и хорошим вентиляционным оборудованием. Дело в том, что сегодня объем продаж не зависит от величины магазинов – многие покупатели предпочитают покупать товары в интернете, и у брендов нет необходимости в больших пространствах, достаточно уютного шоурума. Как прогнозирует Акоп Сейсян, торговые центры в свою очередь озаботятся организацией единой системы возврата, чтобы покупатели могли оформить возврат вещей в одном месте, без посещения магазинов.

Дайджест о том, какими будут магазины после пандемии

Наш сайт полезный? Интересный? Информативный?
Если ДА – рекомендуйте его Вашим коллегам! Для этого скопируйте (кнопка ниже) и отправьте им ссылку на Приглашение стать Подписчиком сайта.

Поделитесь публикацией

  • 0
  • 0
© 2024 ФОМ