• к-Темы
  • 13.10.20

Практики адаптации к экономической ситуации

Как россияне приспосабливаются к текущим условиям

qr-code
Практики адаптации к экономической ситуации

В начале осени каждый шестой россиянин начал искать более высокооплачиваемую работу, подработку или занялся бизнесом. А вот экономить к сентябрю стало несколько меньше людей: доля перешедших на более дешевые товары сократилась по сравнению с мартом на 4 п. п., составив 23%, – это минимальное значение с октября 2014 года.

Приведены результаты квартирных опросов ООО «инФОМ», проведенных по заказу Банка России. Полные отчеты с результатами измерений доступны на сайте Банка России.

Поиск дополнительных источников дохода

В сентябре 17% россиян сообщили, что за последний месяц начали искать более высокооплачиваемую работу, приработок или заниматься бизнесом. Этот показатель остался таким же, как и в начале марта нынешнего года, при этом он заметно ниже, чем был, например, в первой половине прошлого года. Судя по всему, в ситуации относительно высоких уровней безработицы и социальной поддержки активные финансовые стратегии представляются россиянам менее привлекательными, а может быть, и менее реалистичными, чем в более благополучной экономической ситуации. Для бизнеса сейчас также не самое благоприятное время, так что предприниматели не стремятся развивать свое дело.

Еще один способ пополнить семейный бюджет – выращивать больше овощей и фруктов, разводить птицу и т. п. на своем участке, делать больше заготовок. В сентябре доля обращавшихся к нему составила 12% (сезонный рост относительно начала весны – на 6 п. п.). В сравнении с сентябрем прошлого года значимого изменения показателя не наблюдается, а в сравнении с аналогичными периодами 2018 и 2017 годов произошло даже снижение на 6 и 4 п. п. соответственно. Таким образом, говорить, что на фоне пандемии население стало больше заниматься заготовками, не приходится.

*Здесь и далее на рисунках приведены не все варианты ответов. До июня 2019 года задавался вопрос «Посмотрите на карточку и скажите, пожалуйста, что из перечисленного вы (члены вашей семьи) начали делать за последний месяц?».

Изменение стратегий экономии

В стратегиях экономии произошло только одно существенное изменение: в августе и сентябре по сравнению с мартом на 4 п. п. (до 23%) сократилась доля начавших покупать более дешевые товары. По сравнению с августом прошлого года снижение еще более заметное – на 7 п. п.

Доля начавших полностью или частично отказываться от некоторых товаров и услуг существенно не менялась в замерах текущего года, находясь в пределах 17–19%. Это минимальные значения за всю историю измерений. А то, что телефонные опросы фиксировали существенный рост доли сокративших покупки в апреле и мае и затем медленный возврат к привычному потреблению летом, судя по всему, говорит об определенном восстановлении спроса. Впрочем, возможно, за время пандемии какая-то часть россиян привыкла к ограничению потребления и не расценивает это теперь как экономию. Так или иначе, и до начала пандемии, в феврале – марте, и в сентябре доли прибегающих к стратегиям экономии ниже, чем в 2019-м или даже 2018 году.

О покупках впрок и в августе, и в сентябре сообщали 8% опрошенных. В январе – марте доля таких ответов была лишь незначительно меньше – 6%. Ажиотажный спрос на некоторые категории товаров, вызванный начавшейся пандемией и зафиксированный в апрельских телефонных опросах, в апреле же сошел на нет. Сохранение данного показателя на допандемическом уровне свидетельствует об относительном спокойствии россиян.

Изменения в финансовых практиках

К практикам вынужденного обращения за дополнительными финансовыми ресурсами обычно прибегают не так уж и много россиян. Однако в ответах, полученных в августе и сентябре, по сравнению с началом года явно виден пусть и небольшой, на 1–2 п. п., но все-таки рост частоты упоминания всех подобных практик. Так, в сентябре накопления начали тратить на повседневные расходы 11% опрошенных (против 9% в марте), брать деньги в долг у родственников и знакомых 6% (в марте – 5%), а получать безвозмездную помощь 4% (в марте – 3%), продавать ценное имущество 2% (в марте – 1%). На мартовском уровне осталась только доля обращавшихся за кредитом – 6%.

Из практик, свидетельствующих об увеличении собственных активов, нас интересовали только валютные накопления: в сентябре их начали делать 3% опрошенных. И этот показатель не меняется с начала 2019 года.

В целом в августе и сентябре упомянули то или иное из рассмотренных выше действий 65% респондентов, то есть примерно столько же, сколько и в марте, но на 4 п. п. ниже, чем год назад. Таким образом, пандемия, судя по всему, пока не привела к значительным изменениям в практиках адаптации россиян к экономической ситуации.

_______________

Источник данных: 

1–91-я волны опросов «Измерение инфляционных ожиданий и потребительских настроений на основе опросов населения», выполненных по заказу Банка России. Каждая волна: стандартизированный опрос населения 18+ (метод – интервью по месту жительства в режиме face-to-face). В каждом опросе – не менее 2000 респондентов, 105 населенных пунктов в 55 субъектах РФ. Статистическая погрешность не превышает 3,3%. 

Наталья Гашенина

Поделитесь публикацией

  • 0
  • 0
© 2024 ФОМ