Об «антителах» общественного иммунитета, о том, как временные решения превращаются в институты, и о песнях, которые нам жить помогают
ФОМ собирает коллекцию «антител» общественного иммунитета
«Антитела» – так президент Фонда Общественное Мнение Александр Ослон называет видеоролики в интернете, которые отражают отношение общества к коронавирусу. «Общество – это своего рода организм, и, как у всякого организма, у него есть свой Общественный Иммунитет для защиты, в том числе от коронавируса. Как работает Общественный Иммунитет? Как и всякий иммунитет, он вырабатывает антитела, но особого рода – Социальные Антитела (соцАнтитела). Например, видеоролики с информацией ПРОТИВ коронавируса, которые сами, как вирусы, разлетаются по Сети, потому что тысячи и миллионы людей добровольно делятся ими друг с другом.
Для социологов эти вирусные ролики – очень любопытный объект исследований: они, по сути, в самых разных формах (наука, музыка, житейский опыт, приколы и т. д.) отражают то, как общество воспринимает, переживает и, главное, противостоит своему невидимому врагу. Поэтому мы будем собирать Коллекцию таких соцАнтител и пытаться понять природу этого удивительного проявления Общественного Иммунитета» – этими словами открывается первый материал из коллекции социальных «антител». В нем приводятся: ролик обо всем, что нужно знать о коронавирусе, опубликованный на YouTube-канале Благотворительного фонда Лейлы Адамян, видео с канала «Научпок», где разбираются популярные мифы о вирусе, и клип на песню «Люди в белых халатах», записанный группой «Несчастный случай» и другими артистами удаленно, из дома.
Как временные решения превращаются в институты
Многие принимаемые сейчас антикризисные меры, новые временные экстренные правила игры могут закрепиться и превратиться в социальные институты, которыми будет регулироваться наше поведение в ближайшие несколько десятилетий, а то и столетий. Постепенно экстренное становится привычным, привычное – нормальным. Руководитель проекта коммуникационного развития партнерской сети ФОМ Роман Бумагин показывает, как уже меняется и изменится наша жизнь, на примере социологических текстов, в частности интервью одного из ведущих российских экономистов, ректора РАНХиГС Владимира Мау изданию РБК. Приводя ряд статей и интервью с экспертами, Роман Бумагин задается вопросом о том, как отделить социологические тексты от квазисоциологического шума по поводу вируса, и находит ответ в трудах Алана До, Маргарет Арчер и Александра Филиппова.
Полный текст дайджеста Романа Бумагина «Вирус и институты. Часть 1»
Развод и ремонт никто не отменял
Мониторинг социальных сетей с 17 по 20 апреля показал серьезный спад постов на тему коронавируса – в эти дни создавалось более 700 тысяч сообщений, а не миллион, как прежде. Нет и такого стремительного роста количества поисковых запросов в «Яндексе», какой был в марте. По словам специалиста по сбору и анализу данных ФОМ Марины Роман, в апреле пользователи интернета больше интересуются тем, как устроить свою жизнь в условиях самоизоляции. Резко выросло число поисковых запросов по таким словам, как «зум» (имеется в виду сервис для видеоконференций Zoom), «доставка», «пропуск», «пособие», постепенно растет число запросов «игры» и «леруа». «Картина жизни меняется, люди адаптируются, и поисковые запросы отражают эти перемены. Вместе с тем остаются и такие темы, которые не меняются в динамике до/во время самоизоляции. Например, на число запросов слов «развод» и «ремонт» режим самоизоляции не повлиял», – комментирует Марина Роман.
Результаты мониторинга социальных сетей и поисковых систем по теме «коронавирус»
Для поднятия духа россияне слушают гимн страны
Эту особенность выявил сервис «Яндекс.Музыка», который провел опрос среди своих пользователей с целью узнать, как изменились их предпочтения в связи с самоизоляцией и что сейчас они ждут от музыки. Подавляющее большинство ищут мотивы для поднятия духа, и тут на помощь приходят песня I will survive Глории Гейнор, саундтреки к супергеройским фильмам и гимн Российской Федерации. Для концентрации на делах слушатели выбирают классические произведения или же разные звуки, например стук колес поезда. Звукам, что интересно, в исследовании отведено отдельное место. Например, выяснилось, что людей приободряют шелест купюр, которые вот-вот появятся из банкомата, и мурлыканье кота.
Полный текст статьи о том, как самоизоляция меняет образ жизни людей
ФОМ ежедневно обновляет Индикаторы социального КоронаКонтекста. Следите за ними на сайте проекта коронаФОМ.
Наш сайт полезный? Интересный? Информативный?
Если ДА – рекомендуйте его Вашим коллегам! Для этого скопируйте (кнопка ниже) и отправьте им ссылку на Приглашение стать Подписчиком сайта.