• к-Обзоры
  • 03.11.20

Обзор Проекта коронаФОМ № 61

Стратегии удержания клиентов малым бизнесом, социальное неравенство в системе высшего образования и обсуждения школы и коронавируса в соцсетях

qr-code
Обзор Проекта коронаФОМ № 61

Малый бизнес в поисках новых форм

Коронакризис заставил малый бизнес подстраиваться по меняющиеся условия и принимать меры по стимулированию спроса. Как показало исследование «Краш-тест малого бизнеса», в ходе которого было опрошено более 100 предпринимателей из 22 регионов, многие надеялись, что после снятия ограничений россияне захотят наверстать упущенное за время самоизоляции и постепенно вернутся к прежнему уровню потребления. Однако времени на этот процесс потребовалось бы немало – до Нового года или даже апреля 2021 года, да и то при условии, что не последует вторая волна карантинных мероприятий. Поэтому большинство предпринимателей предпочли не ждать, пока потребитель вернется, а действовать. Наиболее популярными мерами стали переход в более низкий ценовой сегмент и снижение цен – когда, например, пирожок немного дешевле, чем прежде, но при этом весит на треть меньше, проведение промомероприятий и коммуникация с постоянными клиентами – теми 20%, которые приносят 80% прибыли.

Из-за такой смены курса одни меняли систему работы с клиентами, другие переучивали персонал. Трехмесячная самоизоляция подтолкнула к активизации использования практик онлайн-взаимодействия с клиентами и потребителями, поддержанию спроса за счет выстраивания новых каналов продаж. «Я запустила доставку с сервисами «Яндекс.Еда» и Delivery Club. Не ожидала, что будет спрос такой жесткий. У нас мороженое премиум-класса, дорогое, поэтому выгодно возить его на дом людям. Я заказала продукцию месячного оборота, и за две недели все распродали», – говорит представительница сферы развлечений и общепита из Екатеринбурга.

Статья о том, как предприниматели пытались стимулировать спрос на свои услуги

Самоизоляция обнажила социальные неравенства в системе высшего образования

В первую очередь проявились диспропорции инфраструктуры. Об этом рассказывают социологи, сотрудники Социологического института РАН – филиала Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН Жанна Чернова и Лариса Шпаковская. Они отмечают, что столичные и крупные вузы оказались более подготовленными, уже имея записи курсов на платформах онлайн-обучения, лучшую техническую оснащенность и более технически прокаченных сотрудников. Помимо этого, самоизоляция выявила неравенство среди преподавателей в зависимости от тарифной ставки. По словам экспертов, те, у кого основная нагрузка была связана с необходимостью отрабатывать контактные часы в виде лекций и семинаров, работали в режиме 24 на 7, на ходу осваивая новые формы презентаций, чтобы разнообразить контент. Сотрудники же, занимающиеся в основном исследовательской работой, оказались в чуть более привилегированном положении. При этом, говорят Жанна Чернова и Лариса Шпаковская, администрация должна была контролировать преподавателей, поэтому редко вводила гибкий график, когда преподаватель в удобное время записывает лекцию и выкладывает материалы без привязки ко времени проведения занятий. Наоборот, она нередко усиливала контроль. В ответ преподаватели увеличили для студентов объем письменных работ, чтобы было чем отчитываться. Социологи также обращают внимание на то, что все преподаватели вошли в режим самоизоляции с очень разными ресурсами и возможностями: наличие или отсутствие пространства в квартире, которое можно переоборудовать под офис, состав семьи, количество и возраст детей. «Самая пострадавшая сторона – преподавательницы с детьми дошкольного и школьного возраста, которые были вынуждены выполнять не только свою профессиональную функцию, общаться со студентами, но и функцию школьного учителя, контролировать своего ребенка, налаживать его учебный процесс и просто быть мамой», – говорит Жанна Чернова.

Интервью с сотрудниками Социологического института РАН о поломке повседневности у студентов и преподавателей

Как в соцмедиа обсуждали школу по прошествии первой четверти в контексте пандемии

В период с 1 сентября по 23 октября в социальных сетях было опубликовано 262 527 постов с одновременным упоминанием коронавируса и школы. По данным мониторинга ФОМ, наиболее активно эти темы обсуждали в соцсетях «ВКонтакте» (50% всех постов), «Одноклассники» (17%) и Facebook (10%). Любопытно, что в число самых популярных сообщений вошло много постов из TikTok, хотя по общему количеству публикаций площадка занимает лишь 10-е место. Топовые посты TikTok – это рассказы школьников о своих буднях с упоминанием «дистанционки» или употреблением слова «коронавирус» в списке хештегов (вероятно, для привлечения аудитории). Популярные сообщения на других площадках – это посты о возможных досрочных или длинных каникулах из-за роста числа заразившихся коронавирусом, формате обучения, вакцинации, а также о действиях властей.

Анализ постов о школе и коронавирусе в соцмедиа

«Плавание» на кухне и марафон вокруг кровати

Пандемия сформировала новый запрос на онлайн-тренировки. По данным Google Trends, в первую неделю после закрытия спортивных клубов в Москве поисковый трафик по запросу «фитнес» в Google вырос на 200%. Это подтолкнуло фитнес-клубы, спортивные бренды, профессиональных спортсменов и любителей физической активности создавать видеоконтент, помогающий поддерживать настроение и физическую форму. Например, трехкратный призер Олимпийских игр, пловчиха Юлия Ефимова придумала серию упражнений для поддержания формы, пока были закрыты бассейны. Она «плавала» на кухне: ноги на барной стойке, тело в воздухе, остальное – дело техники. А ультрамарафонец из Владивостока Дмитрий Якухный пробежал вокруг кровати 100 километров. Спортсмен готовился к суровому ультрамарафону в Сахаре, но пандемия коронавируса скорректировала планы – пришлось бежать в спальне. На пару-тройку кругов к нему присоединялись жена, дети и даже собака.

Дайджест про онлайн-тренировки времен пандемии

Наш сайт полезный? Интересный? Информативный?
Если ДА – рекомендуйте его Вашим коллегам! Для этого скопируйте (кнопка ниже) и отправьте им ссылку на Приглашение стать Подписчиком сайта.

Поделитесь публикацией

  • 0
  • 0
  • 0
© 2020 Фонд Общественное Мнение