Готовы ли люди вновь испытать на себе ограничения в случае второй волны пандемии?
В апреле, в разгар эпидемии, образ жизни россиян существенно изменился: в самоизоляции оказались 83% респондентов, многие стали чаще мыть руки, носить маски1. Несмотря на то что людям было нелегко находиться в четырех стенах, большинство опрошенных посчитали такое решение властей правильным и оправданным.
Впрочем, и сейчас россияне относятся к введенным тогда ограничениям в целом положительно: 71% считает принятые меры правильными и лишь 22% – неправильными (7% затруднились дать оценку). Более того, люди согласны с тем, что, если эпидемиологическая ситуация ухудшится, в стране вновь следует ввести ограничительные меры. Но целесообразность каждой из них все же оценивается по-разному.
Большинство россиян (65%) согласны с необходимостью в случае ухудшения ситуации закрыть торговые центры, рестораны, кафе. Против этой меры выступают 26% (9% затруднились ответить). Чуть реже люди готовы на повторное введение режима самоизоляции: 60% против 33% (7% затруднились ответить). А вот в отношении нерабочих дней мнения разделились практически поровну: 45% согласны с тем, что в случае серьезного ухудшения ситуации с коронавирусом следует повторно вводить нерабочие дни, 41% не согласен. Такая разница оценок противоэпидемических мер в целом понятна: в первых случаях россияне «санкционируют» ограничения в досуге, в последнем – «соглашаются» на время остаться без источника дохода.
Мы уже отмечали, что ограничительные меры гораздо сильнее сказываются на молодежи, нежели на пожилых, поскольку именно образ жизни молодых людей меняется в подобных условиях сильнее всего (в обычной жизни они больше гуляют, встречаются с друзьями, посещают общественные места и культурные пространства). Поэтому неудивительно, что молодежь хуже пожилых относится к перспективе закрытия торговых центров, кафе, ресторанов (28% считают, что этого делать не следует, среди пожилых – 22%). Однако представляется нелогичным, что среди молодежи больше и тех, кто выступает против введения нерабочих дней, хотя от этой меры в наибольшей степени «пострадали» люди среднего возраста (47% молодых людей считают, что вводить нерабочие недели повторно не следует, среди людей среднего возраста – 38%). Именно среди людей среднего возраста (31–45 лет) оказалось больше всего тех, для кого «нерабочая неделя» с 30 марта по 5 апреля действительно была выходной. И по меньшей мере половина из них не получила за эти дни зарплату (по данным апрельского опроса).
Кроме того, более скептично к повторному введению ограничительных мер относятся люди с доходами выше средних. Видимо, это связано в том числе с тем, что они меньше остальных опасаются заболеть коронавирусом.
Относительно того, должны ли эти меры быть более или менее строгими по сравнению с весенними, мнения россиян разделились: 19% считают, что их нужно будет ужесточить, 18% – что они должны быть менее жесткими (остальные ответы – на графике ниже).
Первые говорят, что только когда меры будут достаточно строгими, люди начнут их соблюдать: «потому что люди все равно гуляют, ходят по своим делам», «потому что не соблюдают масочный режим, например», «потому что они улучшают дисциплину людей», «больше людей будут соблюдать карантин» (9%, по данным открытого вопроса). Кроме того, они считают, что только таким образом можно справиться с ухудшением ситуации: «для радикального улучшения ситуации», «не допустить распространения коронавируса», «сдерживание эпидемии», «чем строже меры, тем меньше заразы», «чтобы не ухудшалось ситуация, не болели и не умирали» (7%). Некоторые считают, что принятых весной мер было недостаточно: «были использованы мягкие меры весной», «меры, которые были приняты весной, носили половинчатый характер», «недостаточно было принято мер при первой вспышке», «наш народ строгость больше любит», «эти меры не помогут, нужно ужесточить» (3%). То есть аргументы крутятся вокруг того, что россияне в большинстве своем довольно безответственны и недисциплинированны, а потому лишь с помощью запретительных мер можно добиться эффекта.
Вторые считают, что строгие меры против распространения эпидемии, аналогичные тем, что уже были, вновь пошатнут экономику страны и материальное положение ее жителей: «нельзя приостанавливать работу всех предприятий», «бизнес пострадает», «если закроют предприятия и малый бизнес, это будет нехорошо, потому что выживает только крупный бизнес», «людям нужно работать, не будет денег – тяжело жить», «потому что люди теряют работу, им не на что жить, растить детей, обнищание людей будет», «человек должен существовать, должен обеспечивать семью» (4%). Некоторые принципиально против режима самоизоляции, они считают важным иметь возможность выходить из дома: «самоизоляция – это перебор», «если надо, пусть выходят», «есть ситуации, когда человеку нужно выйти из дома», «потому что куда-то человеку надо выходить», «сложно сидеть дома, можно с ума сойти» (3%). И в противовес первым они считают, что весенние меры были, напротив, слишком жесткими: «было чрезмерно», «перебор был», «потому что строгие меры ни к чему хорошему не приводят», «слишком сильное ограничение», «достаточно масочно-перчаточного режима, не надо пугать людей» (2%).
Таким образом, несмотря на декларируемую поддержку действий властей по борьбе с коронавирусом, к перспективе повторного введения ограничительных мер далеко не все относятся положительно – осознание их необходимости в этом случае вступает в противоречие с нежеланием еще раз переживать такой непростой опыт.
________________
Источники данных
1. Всероссийский телефонный опрос граждан РФ 18 лет и старше, проведенный 14–16 августа 2020 года. Объем выборки – 1000 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,8%.
2. Всероссийский телефонный опрос граждан РФ 18 лет и старше, проведенный 3–5 апреля 2020 года. Объем выборки – 1000 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,8%.
________________