• к-Темы
  • 22.04.21

Потребительская активность россиян в марте

Что происходит с тратами и покупательскими настроениями населения

qr-code
Потребительская активность россиян в марте

Приведены результаты квартирных опросов ООО «инФОМ», проведенных по заказу Банка России. Полные отчеты с результатами измерений доступны на сайте Банка России.

В марте потребительская активность россиян вышла на допандемический уровень. При этом и она, и потребительские настроения оказались немного ниже, чем были осенью прошлого года.

Начиная с декабря потребительские настроения россиян, в том числе индекс крупных покупок, улучшались, достигнув локального пика в феврале (83 пункта из 100 возможных). В марте этот индекс немного снизился (до 79 пунктов). Он по-прежнему находится в отрицательной зоне и все еще на 10 пунктов ниже допандемических значений.

Доля совершавших за квартал крупные покупки в марте составила 52%, что соответствует допандемическому уровню, однако ниже, например, показателя осени прошлого года. Доли совершавших определенные типы расходов в марте также соответствовали прошлогодним уровням, хотя по некоторым позициям были ниже ноябрьских. Так, как и год назад, 16% тратили деньги на ремонт, 13% – на лечение, 9% – на бытовую технику, 6% – на образование, по 5% – на семейные торжества и мебель. В целом по измеряемым нами позициям потребительская активность россиян через год после начала пандемии не сильно отличалась от активности в соответствующие периоды 2020 и 2019 годов.

Аналитики проекта Сбериндексы фиксируют лишь небольшой рост расходов россиян в марте нынешнего года относительно допандемического марта (2,2% год к году). При этом, согласно их данным, динамика трат по конкретным категориям товаров и услуг очень неравномерна: если, например, по авиабилетам она составила минус 64,5% год к году, по кафе и ресторанам – минус 20,9%, то по автозапчастям – плюс 32,9%, контрактным услугам – плюс 54,8%. То есть потребительский спрос восстанавливается, но явно приобретает иную структуру.

_____

*К совершавшим крупные расходы относятся респонденты, выбравшие хотя бы одну трату в ответ на вопрос «Какие из перечисленных на карточке крупных расходов были у вас (вашей семьи) за последние три месяца?» (Карточка, любое число ответов.). 

__

**Об индексе крупных покупок подробнее см. сюжет «Индекс потребительских настроений: ноябрь»

__________________

Источник данных

16–97-я волны исследования «Измерение инфляционных ожиданий и потребительских настроений на основе опросов населения», выполненного по заказу Банка России. Каждый замер: стандартизированный опрос населения 18+ (метод – интервью по месту жительства в режиме face-to-face). Не менее 2000 респондентов. 105 населенных пунктов в 55 субъектах РФ. Статистическая погрешность по каждому опросу не превышает 3,3%. Даты последнего опроса: 1–11 марта 2021 года.

Людмила Преснякова

Поделитесь публикацией

  • 0
  • 0
  • 0
© 2021 ФОМ