• к-Темы
  • 03.08.20

О работе системы здравоохранения во время пандемии

Изменилось ли мнение россиян о системе здравоохранения и врачах в связи с пандемией?

qr-code
О  работе системы здравоохранения во время пандемии

В период пандемии врачи вели борьбу за жизни людей в тяжелых условиях высокой загрузки и недостатка знаний о коронавирусе. В обществе их, оказавшихся на передовой в «войне» с COVID-19, даже стали героизировать. А в Москве и Подмосковье разместили около 100 баннеров с благодарностью конкретным врачам. 

Однако сами врачи выражают обеспокоенность этой тенденцией, отмечая, что они не мыслят в парадигме военных действий, а выполняют свои непосредственные (безусловно, расширившиеся в связи с пандемией) обязанности. А подобные медийные кампании навязывают медикам гипертрофированное чувство ответственности, что приводит их к эмоциональному выгоранию. В целом практика героизации врачей, переноса ответственности с системы на конкретного медика или группу медиков может служить индикатором недоверия к институтам – не только к властным, но и к системе здравоохранения. Однако эта гипотеза требует отдельного исследования.

Сейчас же хочется отметить, что среди населения в целом отношение к врачам едва ли изменилось. И доверие к ним, и оценки их квалификации остались на уровне прошлых лет. Доверяют врачам, как и в 2019 году, 57% россиян, не доверяют – 36% (7% затруднились ответить). При этом большая часть опрошенных (42%) считают уровень их квалификации и профессиональных знаний скорее низким, высоким – 36% (22% затруднились дать оценку). Однако отсутствие динамики не значит, что пандемия никак не повлияла на мнения людей о врачах. Эти изменения могли носить разнонаправленный характер: у одних отношение улучшилось, у других – ухудшилось, что в сумме дало «нулевой» результат. 

Данные опроса показывают, что отношение к врачам могло ухудшиться прежде всего у тех, кто сам или чьи родственники обращались за медицинской помощью при подозрении на коронавирус (таких в нашей выборке 11%). Среди них считают уровень квалификации врачей низким 52% (против 42% по населению в целом), высоким – лишь 25% (против 36%). Соотношение доверяющих и не доверяющих докторам также не в пользу медиков: 49% к 40% (по России в целом – 57% к 36%). Те же, в чьих семьях кто-либо обращался к врачам по причинам, не связанным с коронавирусом (таких в нашей выборке 47%), относятся к ним так же, как и те, кто этого не делал. 

Большинство респондентов (58%), обращавшихся к врачам по причинам, не связанным с коронавирусом, сказали, что никаких сложностей с получением медицинской помощи у них не возникало. Сообщили, что они или их родственники столкнулись с какими-то трудностями, 40% опрошенных. В первую очередь люди говорили о сложностях с записью на прием: «не могли записаться на прием, не то что попасть», «я не могла записаться на прием к доктору, не работала электронная регистратура», «невозможно попасть к врачу даже по записи», «не хватает талонов на прием, невозможно попасть на прием» (10%). Некоторым даже отказали в медицинской помощи: «мне отказали в медпомощи», «отказ в приеме», «доктор меня не принял», «не хотели брать на лечение», «не оказали медицинскую помощь», «не положили в стационар из-за коронавируса» (7%), в том числе потому, что поликлиники принимали только больных коронавирусом: «ничего не лечим, кроме коронавируса, ответили врачи», «не было приема: принимали только больных коронавирусом», «по любому вопросу все сводилось только к коронавирусу, лечим один коронавирус» (6%).

Несмотря на то что у респондентов и их родственников чаще всего никаких сложностей при посещении медучреждений не возникало, большинство опрошенных все равно уверены, что во время эпидемии получить медпомощь, не связанную с коронавирусом, было сложнее: так считает 51% россиян (среди тех, кто обращался в это время в поликлинику, – 60%). Только 28% ответили, что в их населенном пункте с этим никаких проблем не возникало. Здесь видится некоторое противоречие. Возможно, в своих ответах люди ориентируются не только на личный опыт, но и на опыт окружающих и медийную повестку, которая практически в ежедневном режиме транслировала новости о переполненности медучреждений и возросшей нагрузке на врачей. Имеет значение и то, что медики и СМИ настойчиво рекомендовали людям по возможности не обращаться в медучреждения на пике пандемии, в том числе – чтобы не увеличивать риски заражения.

Однако сейчас, когда эпидемия идет на спад, по мнению 47% опрошенных, медпомощь получить не сложнее, чем до того, как она началась. С ними не согласны 30% участников опроса, которые отметили наличие проблем в этой сфере. 

Мы уже писали о представлениях россиян о мире после пандемии, однако тогда не был задан вопрос, как она может сказаться на системе здравоохранения. Сложившаяся ситуация, безусловно, обнажила существовавшие в системе проблемы. С одной стороны, это дает шанс в перспективе их исправить, с другой – проблем могло оказаться настолько много, что по крайней мере некоторое время мы сможем наблюдать лишь негативные последствия. 

При этом многие россияне считают, что после эпидемии система здравоохранения будет работать так же, как и до нее (46%). И это настораживает, поскольку, по данным мониторингового опроса, по меньшей мере половина россиян в 2019 году оценивали ситуацию в этой сфере как плохую. Тем не менее более трети опрошенных (37%) верят, что пандемия пойдет на пользу российской системе здравоохранения (пессимистичны в этом отношении 6% россиян). Оптимисты полагают, что пандемия дала медработникам неоценимый опыт и повысила их квалификацию: «дополнительный боевой опыт ничем не заменим», «люди получили повышение квалификации», «наверное, на этом подучились», «очень многому научились врачи-практики», «будет больше опыта у врачей, будут готовы» (8%). К тому же все произошедшее, по их мнению, повысило значимость здравоохранения для властей: «больше внимания обратило правительство», «раньше государство не уделяло внимания медицине, до коронавируса, а сейчас начало уделять», «больше внимания стали уделять первичным медицинским организациям» (6%). Такая встряска, какой стала пандемия, по мнению некоторых, будет стимулировать развитие здравоохранения: «была хорошая встряска», «дали хороший пинок», «когда возникают сложности, это меняет дело в лучшую сторону», «любая встряска идет всегда на пользу, это всегда прогресс» (4%). 

Таким образом, несмотря на некоторый оптимизм в оценках перспектив развития системы здравоохранения, общее отношение россиян к этому вопросу весьма скептическое, что проявляется в отсутствии каких-либо сдвигов в мнении о системе здравоохранения и работе врачей. 

 

__________________

Источник данных: всероссийский телефонный опрос граждан РФ 18 лет и старше 19–21 июня 2020 года. 1000 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,8%.  

До 22 марта 2020 года проводился «ФОМнибус» – еженедельный всероссийский поквартирный опрос. 1500 респондентов. 53 субъекта РФ, 104 населенных пункта.

Ирина Осипова

Поделитесь публикацией

  • 0
  • 0
  • 0
© 2020 Фонд Общественное Мнение