Екатерина Колчанова – о бережном потреблении, росте осознанности в обществе и социальных проектах
Екатерина Колчанова – соосновательница трех проектов, связанных с ответственным (бережным) потреблением и внедрением его в повседневные практики как новой нормы: «Осока Высокая» (магазин и сообщество), «Теперь так» (бюро партнерств и коммуникаций для достижения целей устойчивого развития и одноименный курс бережного потребления), «Обратка» (сервис многоразовой оборотной посуды). Вокруг этих проектов сформировалось сообщества неравнодушных людей, стремящихся изменить свои привычки во благо окружающей среды.
«Теперь так» – курс бережного потребления, включающий семь тематических модулей. Подписчики получают письма на электронную почту, в которых рассказывается о сокращении мусора, заботе об экологии и ведении экономного быта. У проекта более 30 тысяч подписчиков. Проект преследует несколько целей: давать информацию и решения людям, задумывающимся о бережном потреблении; помогать малому и среднему бизнесу находить решения, ведущие к сокращению потребления ресурсов планеты и количества отходов, создавать циклические и шеринговые сервисы.
«Осока Высокая» – интернет-магазин для людей, придерживающихся принципов бережного потребления. Предлагает отечественные продукты и косметику. Главная задача магазина – помочь потребителям сделать быт более экологичным.
Все чаще мы слышим о том, что пандемия привела к росту осознанности в обществе, а тренд на бережное отношение к природе стал более явным. Наряду с бизнесом, внедряющим в свою работу принципы устойчивого развития, связанные с осознанным потреблением и бережным отношением к ресурсам планеты, существуют социальные проекты, в которых эти направления деятельности являются основными.
Устойчивое развитие – процесс экономических и социальных изменений, при котором природные ресурсы, инвестиции, научно-техническое развитие, развитие личности и институциональные изменения согласованы друг с другом и укрепляют нынешний и будущий потенциал для удовлетворения человеческих потребностей и устремлений.
На первый взгляд, способы организации и деятельность социальных проектов не имеют ничего общего с бизнесом. Однако социальному проекту необходимо обладать чертами современных корпораций, чтобы быть устойчивым и эффективным. Поэтому руководители таких проектов мыслят корпоративно, озабочены эффективностью работы организации, ищут пути выживания в условиях пандемии так же, как это делают руководители компаний. В некоммерческом секторе в последние 5–10 лет важными тенденциями являются многосторонняя профессионализация и использование бизнес-инструментов. Организации ставят перед собой задачи выстраивать процессы так, как это делает бизнес, нанимать профессионалов и взращивать своих специалистов, привлекать финансирование, развивать корпоративную культуру.
В рамках к-Темы «Корпорации и пандемия» мы проводим беседы не только с представителями малого, среднего и крупного бизнеса. В поле нашего зрения попадают и некоммерческие организации, которые демонстрируют бизнес-подход.
Так, мы провели интервью с Дмитрием Барсенковым, заместителем директора Музея русского импрессионизма, а также с Сергеем Юровым, ректором Института бизнеса и дизайна, и Светланой Дымовой, проректором Института бизнеса и дизайна.
В этом сюжете мы обратились к Екатерине Колчановой, сооновательнице социальных проектов «Теперь так», «Обратка» и «Осока Высокая».
Екатерина Колчанова рассказала, что интернет-магазин «Осока Высокая» был открыт в 2017 году. Однако полноценная команда, готовая развивать этот проект, сложилась только в начале 2020 года. В магазине покупателям предлагаются товары, которые заменяют одноразовые вещи, а также продукты, которые позволяют минимизировать вред, причиняемый окружающей среде. В первой категории товаров – многоразовые сумки, мешки, бахилы, средства гигиены, биоразлагаемые чехлы для телефона и прочее. Во второй – средства по уходу за телом и продукты питания. От товаров из обычных супермаркетов их отличает отечественное производство, минимальная упаковка или ее отсутствие.
Одна из задач магазина – предложить потребителям товары, которые сделают их быт более экологичным. При этом, заменяя привычные продукты на товары для бережного потребления, человек не выходит из зоны комфорта. Например, твердый шампунь обладает теми же свойствами, что и жидкий. Однако для его производства используется меньше воды, его хватает на более длительный срок. Кроме того, твердый шампунь меньше и легче жидкого, а значит, требует меньше ресурсов для транспортировки. А если использовать твердый шампунь отечественного производства, то транспортный след сокращается еще сильнее. Более того, поддержка местного производителя – это вклад в развитие российского бизнеса, поддержание здоровой конкуренции, сохранение многообразия выбора.
«Чтобы быть бережным, необязательно выходить из зоны комфорта и отказываться от каких-то вещей, можно просто заменить их аналогичными. Это легче и приятнее, чем может показаться на первый взгляд. Мы демонстрируем это в своих проектах «Осока Высокая» и «Обратка» и рассказываем в курсе «Теперь так». К тому же мы сами используем вторично все упаковочные материалы, организуем бизнес-процессы так, чтобы тратить меньше первичных природных ресурсов и создавать меньше отходов, а те, что образуются, сдаем на переработку. И мы, конечно, стараемся избегать всего одноразового, когда это возможно».
Транспортный след товаров – влияние транспортировки товаров на окружающую среду в процессе их производства и доставки от производителя к потребителю.
Екатерина Колчанова отмечает, что при развитии магазина «Осока Высокая», она в первую очередь обращала внимание на малый бизнес и предоставляла ему площадку для продаж. По ее словам, таким производителям во много раз сложнее добиться внимания массового потребителя, попасть в супермаркет или даже на маркетплейс. Более того, во время пандемии эта тенденция усилилась – малому бизнесу стало еще сложнее выживать. Однако обострение этой проблемы усилило внимание к ней в бизнес-сообществе –появилось программы по поддержке малого бизнеса. Кроме того, «Осока Высокая» создавалась как небольшой проект, поскольку сочетала в себе несколько социальных миссий и на первых порах у проекта не было возможности расти быстрыми темпами.
«Внутри «Осоки Высокой» сформировалось свое сообщество, но мы не знаем, сколько времени уйдет на то, чтобы культура бережного потребления стала масштабной. Когда мы действуем как потребители, то оказываемся перед выбором. Мы вынуждены идти на компромиссы. Если я хочу употреблять продукты с определенным вкусом, запахом, составом и придерживаться при этом принципов zero-waste, то должна определить, какой параметр для меня более важен, а какой – менее. Чем я должна пожертвовать: упаковкой или составом? Я выберу зарубежного производителя, у которого разрекламированный товар, или не очень известное местное производство, с простым, но понятным составом?»
Екатерина Колчанова отмечает, что развитие проекта зависит от роста осознанности в обществе. Чтобы механизмы осознанного потребления стали новой нормой, в обществе должны сформироваться новые привычки. И вот тогда ответственным производителям станет проще донести свои идеи до большого числа людей.
Незадолго до пандемии магазин «Осока Высокая» обрел команду единомышленников, которые в качестве партнеров приняли участие в развитии проекта. Во многом благодаря высокой мотивации всех участников команды, магазину удалось выстоять. Весной 2020 года у магазина упали продажи, это был ощутимый удар для коллектива. Екатерина Колчанова объясняет это ростом уровня тревожности в обществе: в пандемию людям становится не до принципов осознанного потребления, поскольку стоит вопрос выживания. Но постепенно ситуация с продажами выровнялась, во многом благодаря распространению идеи поддержки малого бизнеса.
«Я хорошо помню кризис 2008 года. Это был жесткий челлендж для меня, но тогда было намного проще принимать бизнес-решения, потому что все было понятно. В 2020 году было очень много неопределенности. Хвост пандемии для малого бизнеса будет очень длинным, и мы будем еще очень долго расхлебывать эту кашу. Крупные магазины и маркетплейсы сделали существенный рывок вперед. За счет большого количества ресурсов они быстро адаптировались, стремительно переключив внимание на торговлю в онлайне, хотя раньше вели борьбу в основном за офлайнового покупателя. Кроме того, большинство крупных игроков сделали бесплатную доставку, а для нашего маленького проекта бесплатная доставка равносильна самоубийству – это стало серьезным барьером на пути к потребителям».
Екатерина Колчанова отмечает, что в сфере ретейла пандемия значительно усилила разрыв между крупными и мелкими игроками рынка. Тем не менее руководитель «Осоки Высокой» видит и плюсы. В обществе в целом и в бизнесе в частности произошел рост осознанности, что положительно сказалось на социальных инициативах – магазине «Осока Высокая» и проекте «Теперь так».
В 2018 году вместе с единомышленниками Екатерина Колчанова основала еще один проект – «Теперь так». Идея родилась внутри «Осоки», но переросла в самостоятельный проект. Два проекта имеют разные механизмы развития и продвижения, и, несмотря на общую идею популяризации бережного потребления, их аудитории различаются. «Теперь так» – главный публичный проект команды – использует модель добровольной оплаты. То есть пройти курс можно бесплатно. Магазин «Осока Высокая», напротив, хоть и проявляет социальную ответственность, основан на принципе купли-продажи. В долгосрочной перспективе вторая модель сможет развиваться и наращивать жизнеспособность с ростом гражданской осознанности в обществе. Екатерина Колчанова подчеркивает, что важен не размер проекта, а люди, которые разделяют его идею и готовы менять свой образ жизни, чтобы эту идею воплотить в жизнь. Пусть даже сначала их будет немного.
«Да, речь идет об очень маленьких проектах, но, как я люблю говорить, чтобы менять мир, нам не нужны все – достаточно и 10 человек, которые вдохновят остальных».
По словам Екатерины Колчановой, пандемия в каком-то смысле пошла на пользу социальным проектам, в частности ее проекту «Теперь так». Она отмечает, что люди стали более открытыми, им стало проще внедрять новшества в свою жизнь и менять привычки. Открытость и взаимное доверие усилились и во взаимодействии компаний друг с другом. Возросло количество коллабораций, бизнесы стали чаще сотрудничать. Однако научиться вести диалог предстоит не только коммерческому сектору, но и некоммерческим организациям.
«Я верю, что перемены начнутся после того, как частный сектор, НКО и государство начнут взаимодействовать друг с другом и выстраивать диалог. Все механизмы коммуникации завязаны на возможность взаимодействия между людьми, и, кажется, пандемия позволила нам посмотреть на эти механизмы по-новому. Это хорошая почва для позитивных изменений в области устойчивого развития.
В конце апреля 2021 года Екатерина Колчанова приняла решение закрыть или продать магазин «Осока Высокая». С началом пандемии оба проекта – «Осока высокая» и «Теперь так» – испытывали трудности, но смогли устоять и не закрыться. Однако их дальнейшее существование и развитие зависит от возможностей роста и концентрации усилий основателей. Именно поэтому ситуация подтолкнула создательницу проектов выбрать что-то одно, чтобы предложить своим клиентам еще более качественный и полезный продукт. Выбор пал на проект «Теперь так».
«Пандемия тряхнула оба проекта. Оба устояли. Но стало понятно, что дальнейший рост требует концентрации усилий на чем-то одном. Но я не исключаю, что найдется команда, готовая подхватить «Осоку», чтобы дальше ее развивать».
Разговор с Екатериной Колчановой, пожалуй, был одним из самых увлекательных среди всех бесед, которые мы провели за последний год. На наш взгляд, ценности, которые транслировались в этом интервью постепенно станут новой нормой во взаимодействии между людьми, проектами, организациями. К лету 2021 года «Осока Высокая» уже перешла в управление к новой команде, но Екатерина Колчанова остается в роли идейного вдохновителя проекта.
Пандемия стала периодом, в который были запущены и ускорились самые разные социальные изменения, связанные с ростом осознанности в обществе и ускорением бизнес-процессов. И они скажутся как на нашей повседневности, так и на работе бизнеса.