О возвращении потребительского спроса, востребованных профессиях после пандемии и условиях, которые позволят ивент-агентствам выжить
Каждый десятый россиянин возвращается к привычным покупкам, от которых отказался из-за пандемии. Однако потребительские расходы населения пока ощутимо ниже соответствующих показателей прошлого года. Таковы результаты опроса ФОМ. Всего за время пандемии изменили привычное потребление, снизив траты, 52% россиян. Сильнее других сокращение потребления затронуло большие семьи: половина домохозяйств, состоящих из четырех и более человек, еще не начала возвращаться к привычным покупкам. Также выше среднего этот показатель среди женщин и в возрастной группе 31–45 лет (по 46%). Меньше всего сокращали потребление респонденты старше 60 лет, домохозяйства, состоящие из одного-двух человек, работники госпредприятий, относительно обеспеченные (те, кому хватает денег на бытовую технику и более дорогие вещи), не обремененные долгами и люди, чье материальное положение не изменилось или даже улучшилось. О восстановлении потребления чуть чаше остальных говорят молодые люди (от 18 до 30 лет) и члены домохозяйств, состоящих из трех человек.
Общество прошло точку невозврата, и теперь у людей появился запрос на значительное обновление социальной и экономической среды, считает социолог Алексей Фирсов. Пережитый стресс требует компенсации, общество как будто вернулось с войны. Есть свои герои – это медперсонал и врачи, свои жертвы и все остальные пострадавшие с разными запросами к государству. Психолог Тимофей Нестик отмечает, что пик страха перед коронавирусом пройден, люди все меньше боятся заразиться, все сильнее устают от изоляционных мер и все меньше доверяют официальным источникам. По его словам, пропаганда опасности коронавируса и ужесточение ограничений как основные инструменты, которыми государство добивалось от граждан самосохранительного поведения, перестают работать. Так называемая солидарность, основанная на страхе, быстро разваливается. Ей на смену должно прийти позитивное стимулирование: место идеологии контроля должна занять идеология заботы о здоровье.
Дайджест, обобщающий дискуссии экспертов о запросе на социальные перемены после кризиса
Большинство компаний ивент-индустрии работали с акцентом на офлайн-мероприятия, и вынужденный переход в онлайн стал для них неприятным сюрпризом. Об этом говорит директор Interactive Solutions Group Александр Садовой. По его словам, агентства должны понимать, что им придется менять не только канал коммуникации, но и формат и форму подачи контента. А круг задач, стоящих перед бизнесом, сейчас значительно шире, чем тот, что можно было решить с помощью корпоративного онлайн-квиза или квеста. Эксперт прогнозирует, что в ближайшем будущем многие компании откажутся от крупных выездных конференций и изменят подход к корпоративным образовательным мероприятиям – онлайн-формат, возможно, эффективнее и однозначно – дешевле. Ивент-агентства должны быть готовы к этому. «Контроль за вниманием, технологии виртуальной и дополненной реальности, обработка данных в режиме реального времени, искусственный интеллект и множество других digital-инструментов положительно влияют на онлайн-обучение. Владельцам ивент-агентств нужно быть готовыми к таким переменам и как можно быстрее адаптироваться к новым условиям», – отмечает Александр Садовой.
Рассказ директора ивент-компании о будущем индустрии и инструментах, которые помогут выжить в кризис
Большинство людей продолжит работать на «удаленке», зачастую с очень большой нагрузкой, в жестких условиях с постоянными дедлайнами. В офис вернутся только ключевые сотрудники, которые занимаются постановкой задач. Таков прогноз первого заместителя руководителя Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы Александры Александровой. Другие эксперты в сфере труда прогнозируют, что в условиях полной или частичной дистанционной деятельности компаний вырастет спрос на специалистов по поддержке рабочих процессов в удаленном формате. Востребованными будут личные IT-помощники – люди, которые помогают настроить программы и инструменты для работы из дома, а также специалисты по психологической реабилитации, вирусологи, микробиологи и профессионалы в области противовирусной безопасности.
Дайджест о том, какие профессии выживут, а какие исчезнут после пандемии
ФОМ ежедневно обновляет Индикаторы социального КоронаКонтекста. Следите за ними на сайте проекта коронаФОМ.